Ptitca

Как научить разговаривать ребенка-аутиста

Postări Recomandate

Ptitca

Как научить говорить особенного ребенка: факты от опытного логопеда

 

Дети аутического спектра, как правило, плохо разговаривают для своего возраста или, что бывает чаще всего, и вовсе не говорят. Они не могут коммуницировать с помощью речи и даже воспроизводить, казалось бы, самые элементарные звуки. И только постоянные систематические занятия смогут научить ребенка произносить хотя бы простейшие слова и понимать обращенную речь.
—Первоначальная работа ведется над пониманием обращенной речи, выполнением команд и инструкций, устранением неречевых вокализаций (визгов, криков, напоминающих дельфиний крик), эхолалии, речевых штампов и так далее.
Таким образом, первое правило – научить ребенка подражать звукам человеческой речи, голосам животных, звукам окружающих его предметов и среды.
Малыши повторяют, как мычит корова, как лает собака, как кукарекает петух, как воет ветер, как едет трактор. На основе этого у ребенка формируются навыки звукоподражания и звукопроизношения – начиная с простейших звуков «а», «о», «у» к более трудным звукам нашей фонетической системы. У детей с аутизмом могут быть нарушения работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь. Тогда его функции на себя берет правое полушарие, отвечающее за пение. По этой причине ребенку легче постигать речь через пение. Потом, спустя некоторое время, переходят к словам.
Ребенка, которому тяжело воспринимать человеческую речь, надо подготовить к тому, что ничего плохого и опасного в голосе человека нет, что очень хорошо уметь разговаривать. Детей с аутизмом нужно всегда обязательно поощрять за их старания. Умение разговаривать здесь – не исключение. Ребенок должен знать, что если он скажет слово или фразу – то несомненно получит за это награду. Мотиватором служит вкусняшка, сладости, которые малыши получают за успешно выполненное задание.
Многие дети понимают, чего от них ждут, но часто не знают, как это сделать.
Поэтому длительной и кропотливой является работа над отправной точкой развития речи. После ее появления процесс обучения для малыша становится проще.
Если говорить о пошаговости, то здесь принцип тот же, что и при обучении обычных детей. Работа строится от звукоподражаний к слову, фразе, и так далее. Все, как у маленьких детей – от лепета до первых слов. Сначала формируются звуки, слоги, простейшие двусложные слова. Как и у обычных детей, первым появляется слово «мама», и это большая радость для всех! Работа над фразой начинается с имен существительных, затем существительные и глаголы (например, «Мама, дай»), потом более сложные конструкции. Тут ребенку с аутизмом могут прийти на помощь наглядные материалы – альбомы по развитию речи, таблицы, сюжетные картинки и карточки PECS (представляют собой картинки с изображением существительных, глаголов, прилагательных; карточки выстраиваются в последовательности – так, как ребенок должен формировать фразу). У малыша появляется представление о последовательности, он учится выражать свои потребности, мысли и желания.
У каждого ребенка с аутизмом много особенностей, на которые необходимо обратить пристальное внимание, поэтому с логопедом им лучше заниматься индивидуально. Каждый случай, с каким приходится сталкиваться – уникальный. Одни очень быстро овладевают навыками речи, других приходится долго обучать на первом этапе. У этих детей, как правило,моторная алалия, то есть ребенок не знает, каким образом появляется данный конкретный звук. Они не могут контролировать органы артикуляции – в какое положение ставить губы, как выдувать воздушную струю. Поэтому, в отличие от детей с нормой, с особенными детьми приходится сосредотачивать внимание над каждым этапом – как дуть, как открывать рот, как выдувать воздух из диафрагмы (похлопывая его при этом по грудке и выкладывая губы в определённом положении). Также необходимо таким детям дать возможность почувствовать голосовую вибрацию и звуковую волну, прикладывая его руку, голову к груди логопеда, работать у зеркала.
То есть то, что дается естественно и непринужденно обычным детям, для малышей с аутизмом – колоссальный труд.
Речь у таких детей появляется сначала сопряжено. Затем отражённо, и только потом — самостоятельно.
Касательно групповых занятий, то они также играют немаловажную роль. Работа ребенка в группе – это творческие занятия, направленные на автоматизацию, закрепление приобретённых навыков. Это здоровое соперничество – кто первым даст ответ, у кого получится лучше, громче, правильнее. На групповых занятиях дети учатся работать в коллективе, находиться в социуме, вырабатывают способности к диалогу.
Если с ребенком действительно работать, то результат не заставит себя ждать.
В одном саду был случай, когда заговорил 7-летний мальчик. Причем он никогда не издавал никаких звуков, кроме дельфиньего крика, и надежды на то, что он когда-либо заговорит, не было. Но, логопеды-дефектологи делали свою работу, и после полугода непрерывного труда ребенок показал, что хочет говорить. Он хватал книгу, молящим взглядом смотрел на педагога, демонстрируя свою готовность, — и действительно это сделал. Хотя в семь лет для неговорящего ребенка -это достаточно тяжело. У него была тяжелая форма алалии. Нарушение восприятия человеческой речи, проблемы эмоциональной сферы, которые удалось преодолеть, завоевав его доверие и расположение. Ведь если нет эмоционального контакта с педагогом, то достичь позитивных результатов сложнее.
Когда ребенку помогают и вселяют веру, что у него все получится, то результат непременно будет!

 

п.с. в Киевском Центре Стимуляции Мозга оказывают помощь в консультировании, лечении и реабилитации детей с РАС, детей-аутистов.
Применяются новейшие не-медикаментозные методики- Томатис(Бесон), ТКМП( микрополяризация),Интайм,Тимокко,Форбрейн и другие.

 


ссылка на первоисточник :
http://www.deti-club.ru/kak-nauchit-govorit-osobennogo-rebenka-fakty-ot-opytnogo-logopeda

Editat de abe

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
Ptitca

п.с. добавлю по поводу Томатис-терапии. 

часто задают вопрос этот в личку- какая разница на каком аппарате делать. ну..есть ведь и солистен и бесон.

Разница в результатах оттого что на бесоне- есть возможность прописать программу индивидуально под отдельного ребенка и вручную, три раза за курс обычно делают. Аудиометрию можно сделать даже не-говорящему ребенку, это важно, т.к. на солистене  одна общая программа под всех. а не-говорящему ребенку  - определяют реакцию на звук и по зрачку- и пишут под ребенка программу. солистен есть во многих городах и центрах реабилитации. бесон- только в киевском центре развивающих методик, у  них же и микрополяризация и интайм(тоже для тех кто практически не говорит) и форбрейн-для тех кто уже разговаривает но нуждается в коррекции.

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
Ptitca

ПЕКС и Аутизм

Многие родители аутят даже слышать не хотят об использовании карточек пекс как методе коммуникации для их не говорящих или малоговорящих детей. 

Наиболее частый довод - "ребенок будет лениться и вообще не захочет разговаривать, если научить его пользоваться карточками". 
И еще один - "если ребенок будет пользоваться карточками пекс , то это остановит развитие разговорной речи". 
И последний довод - "ребенок с карточками выглядит странно на фоне сверстников, и это затруднит его интеграцию и общение". 


Система РЕСS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным аутичному ребенку. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил. 

Основные преимущества использования системы РЕСS: 
1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации. 
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда. 
3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков. 

Отсюда, дети с аутизмом не "ленятся, когда не произносят слова и не общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные методы общения, как РЕСS их этому обучают. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri

Creează un cont sau autentifică-te pentru a adăuga comentariu

Trebuie să fi un membru pentru a putea lăsa un comentariu.

Creează un cont

Înregistrează-te pentru un nou cont în comunitatea nostră. Este simplu!

Înregistrează un nou cont

Autentificare

Ai deja un cont? Autentifică-te aici.

Autentifică-te acum