LarisaD

Психосоматические Заболевания.

Postări Recomandate

LarisaD

Психосоматические болезни

 

К сожалению, дети время от времени болеют. И к ещё большему сожалению, нередки случаи, когда болезнь становится привычной. Речь идёт не о тех заболеваниях, при которых медицина оказывается бессильной. А о болезнях обычных, когда современные методы лечения могут быть достаточно эффективны – но, тем не менее, болезнь ребёнка становится в семье частой гостьей.

Это такие довольно распространённые диагнозы, как дистония или мигрень, астматический бронхит или дисбактериоз, хронический гастрит или колит, и многие другие. Объединяет эти болезни то, что они относятся к так называемым психосоматическим. Проще говоря, значительную роль в их возникновении играют стрессы.

Болезнь становится привычной и ожидаемой – как для родителей, так и для ребёнка. И что ещё печальнее, для последнего она становится ещё и желаемой. Эта ситуация называется «уходом в болезнь». Что приводит к «уходу» ребёнка в болезнь? Основные причины:

1) семейные конфликты и стрессы,

2) неправильные сценарии воспитания,

3) стрессы вне семьи (школьные и т.п.).

Семейные стрессы

 

Какие же именно стрессы могут омрачать детские годы? Потеря любимой игрушки? Отказ родителей купить очередную шоколадку? Обиды в игре со сверстниками? Но ведь эти повседневные, мелкие неприятности практически неизбежны. Да и дети, несмотря на первоначальную бурную реакцию, быстро успокаиваются, забывая об огорчениях, – так что кажется, будто негативные эмоции рассеялись без следа. Забывают о них и родители.

И совершенно напрасно. Дело в том, что дети более эмоциональны, чем взрослые, то есть детские эмоциональные реакции более непосредственны и интенсивны.

Однако поговорим о тех случаях, когда сами взрослые становятся основным источником отрицательных эмоциональных переживаний ребёнка. Почему? Да потому что у детей, особенно раннего возраста (и вплоть до младшего школьного), самые интенсивные психологические травмы возникают в ответ на бурные проявления негативных эмоций взрослыми (в первую очередь родителями), в конфликтных ситуациях. Эти выплески эмоций не обязательно направлены на ребёнка – имеются в виду вовсе не наказания или педагогические нотации. Взрослые члены семьи могут просто-напросто выяснять отношения друг с другом «на повышенных тонах», ребёнок же при этом неизбежно оказывается свидетелем бурных сцен. Тем самым дети становятся психологическими заложниками и невинными жертвами любых семейных конфликтов. Потому что ребёнок в подобной ситуации всегда отождествляет себя с кем-либо из родителей (как правило, с тем, к кому он больше привязан), ставит себя на место папы или мамы. Благодаря этому психологическому механизму идентификации ребёнок становится участником конфликта и глубоко переживает родительские обиды.

А дальше логика детских рассуждений выстраивается следующим образом: «Если мама и папа ссорятся, а у меня заболел живот (заболела голова, поднялась температура и т.д.) – то они сразу мирятся. Значит, так должно быть каждый раз, когда они начинают ругать друг друга…» Болезнь ребёнка в конфликтных (дисфункциональных) семьях превращается в своеобразный буфер или «громоотвод», разряжающий эмоциональную напряжённость. И если семейные ссоры повторяются нередко, то пожинать их плоды супругам приходится в том числе и в виде болезней собственных детей.

Таким способом, ценой здоровья ребёнка подчас компенсируются проблемы семейных отношений – когда маленький «заступник» пытается своей болезнью помирить родителей. В некоторых же случаях и сами родители могут манипулировать болезнью ребёнка – использовать её как «щит» для отгораживания от внутрисемейного конфликта («как ты можешь меня упрекать сейчас, когда ребёнок болеет…»). И тогда (подсознательно, конечно) хроническая болезнь собственного чада становится для такого горе-родителя… желаемой. Ребёнок же, чутко улавливая родительское настроение, послушно начинает «стараться» (опять же, неосознанно) болеть.

Воспитание по сценарию

 

В тех семьях, где родители живут в ладу друг с другом, остается, тем не менее, ещё один источник обсуждаемой проблемы – их общие неправильные, нерациональные убеждения по поводу воспитания детей, унаследованные супругами от собственных родителей. По большому счёту, подобные сценарии сводятся к неправильному соотношению воспитательных поощрений и наказаний – когда родители предъявляют к своему отпрыску слишком строгие требования и завышенные претензии. Либо, наоборот, идут у него на поводу, попустительствуя любым прихотям ребёнка и потворствуя его шалостям. На самом же деле родители как в том, так и в другом случае невольно ставят самих себя на место своего чада и действуют, исходя не из реальной жизненной ситуации, а из иллюзорной, пытаясь защититься от своих скрытых тревог или недовольства собственной персоной.

Естественно, как одна, так и другая крайность неблагоприятно отражаются на здоровье ребёнка, провоцируя его «уход в болезнь». Ведь к формированию болезненных, психосоматических нарушений приводит не только чрезмерная требовательность родителей (сценарий «золушка»), не только недостаток душевной заботы и ласки (воспитание по сценарию «отверженность»). Тот же результат возникает и в противоположной ситуации, будь то излишняя опека со стороны родителей, буквально «сдувающих пылинки» со своего дитятки, пытаясь оградить его даже от незначительных жизненных трудностей (сценарий «мимоза»). Или же избалованность и вседозволенность, когда родители становятся для ребёнка игрушками (сценарий «кумир семьи»).

К чему приводит, например, чрезмерная родительская опека? Ребёнок, как чуткий барометр, улавливает материнские тревоги и опасения по поводу его возможных болезней. В детской логике они переворачиваются с ног на голову, превращаясь в косвенное внушение: «Ты можешь заболеть». В результате ребёнок старается послушно выполнять родительское «указание», то есть... болеть. Или же начинает с помощью болезни манипулировать родителями, если они воспринимают малейшее его недомогание как вестник катастрофы. В случае же чрезмерно строгого воспитания болезнь подсознательно желательна для ребёнка по механизму «вторичной выгоды» – ведь таким образом он может «разжалобить» родителей, в итоге получая больше сочувствия и внимания.

Школьный стресс

 

Здесь источники стресса очевидны. Это проблемы в отношениях ребёнка как с учителями, так и с одноклассниками, нередко усугубляющиеся благодаря родительскому вмешательству. С повседневными проявлениями подобного стресса сталкивались на опыте почти все родители учеников младших классов. Например, во время сборов в школу у ребёнка может вдруг заболеть живот или голова. Нужно понимать, что ребёнок не притворяется и не пытается тем самым хитростью получить индульгенцию на прогуливание уроков. Просто он таким образом испытывает стресс, переживает его на телесном уровне.

Если школьные стрессы накапливаются, то у детей появляется вначале повышенная утомляемость: если даже ребёнок не жалуется, родители замечают в его поведении вялость, капризность, плаксивость. Сюда добавляются нарушения сна – беспокойный сон или же, напротив, повышенная сонливость, особенно по утрам. Иногда ослабление иммунной системы ребёнка под действием школьного стресса приводит к частым простудным заболеваниям (отсюда специальный медицинский термин – «ЧБД», то есть часто и длительно болеющие дети). Естественно, обостряются и различные хронические болячки. И здесь «уход в болезнь» становится для ребёнка удобным способом избегания школьного стресса: ведь дольше и чаще болеть – значит, реже ходить в ненавистную школу…

Что в итоге

 

Кто вырастет из ребёнка, привыкшего «убегать в болезнь»? Человек, не приспособленный к жизни. Или, точнее, приспособленный – но только болезненным образом, избегающий проявления инициативы и принятия ответственности по причине укоренившейся убеждённости в собственной неспособности справиться с житейскими проблемами. Этот «взрослый ребёнок» будет убегать в болезнь всякий раз, когда столкнётся с трудностями, – так диктует ему усвоенный в детстве опыт. По сути, всю взрослую жизнь он неосознанно старается вернуться в детство. И тогда для великовозрастных «мимоз» уход в болезнь оказывается оправданием собственного бездействия или попыткой переложить свои проблемы на чужие плечи. Для бывших «золушек» – привычным самонаказанием, способом взять себя собственными руками в «ежовые рукавицы», к чему они привыкли в детстве. Для повзрослевших «отверженных» – способом получения внимания и сочувствия окружающих, недополученных в детстве.

Такие вечно жалующиеся пациенты перестают быть головной болью родителей, но становятся вечной проблемой докторов. Они кочуют от одного специалиста к другому в поисках мнимых болезней. А если болезни на самом деле находятся, то «нянчатся» с ними, делая это чуть ли не смыслом своей жизни. Так пополняются ряды «энтузиастов» самолечения, изнуряющих себя диетами, убивающих уйму времени в поисках дефицитных лекарств и т.п.

Как этого избежать

 

Во-первых, необходимо всеми силами охранять чувствительную детскую психику от психологических травм, наносимых конфликтами родителей. Речь не идёт о такой сложнейшей проблеме, как сохранение гармонии супружеских отношений – её рассмотрение требует отдельного разговора. Пока же напомним родителям лишь одно непреложное правило: в случае конфликта категорически избегайте «разборок» в присутствии детей!

Ещё большую проблему представляет исправление негативных сценариев семейной педагогики. Если вы пришли к выводу, что в вашей семье присутствуют черты сценариев, описанных выше, то целесообразно обратиться к помощи опытного психолога, психотерапевта, в союзе с которым ситуацию можно исправить в процессе достаточно длительной работы. Для себя же постарайтесь всегда помнить о необходимости сохранять разумный баланс в воспитании ребёнка между требовательностью и «раздачей пряников».

Для того чтобы защитить ребёнка от школьного стресса, старайтесь смягчать его ученические «драмы», особенно – переживания из-за оценок. Если ваш школьник вынужден пропускать занятия из-за болезни, обязательно принимайте участие в навёрстывании упущенного учебного материала, не «передерживайте» ребёнка дома, старайтесь скорее вернуть его в школьный коллектив. И, наконец, самое главное, что необходимо вашему ребёнку для того, чтобы предотвратить «уход в болезнь», – ваша спокойная поддержка в моменты его недомоганий. Если даже вы встревожены диагнозом и состоянием ребёнка, старайтесь не показывать ему своих опасений и внушать уверенность в выздоровлении. Старайтесь развеять страхи ребёнка, избегайте негативных воспоминаний (о боли, медицинских процедурах и т.п.). И, конечно, при любой возможности обсуждайте с ним те приятные моменты, которые наступят в жизни после того, как он опять станет здоровым!

Марк Сандомирский

психотерапевт

кандидат медицинских наук

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
Him

Лариса, пожалуйста дайте ссылку на источник.

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
LiudmilaSiominaGhitu

Только сегодня думала открыть такую тему.

 

Потому как психосоматика, по моему мнению, лежит в основе 90% заболеваний.

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
LarisaD

http://rebenok-info.com/health/27/291/

 

Только сегодня думала открыть такую тему.

 

Потому как психосоматика, по моему мнению, лежит в основе 90% заболеваний.

Только сегодня думала открыть такую тему.

 

Потому как психосоматика, по моему мнению, лежит в основе 90% заболеваний.

 

 

Лариса, пожалуйста дайте ссылку на источник.

Лариса, пожалуйста дайте ссылку на источник.

Лариса, пожалуйста дайте ссылку на источник.

http://rebenok-info.com/health/27/291/

 

Только сегодня думала открыть такую тему.

 

Потому как психосоматика, по моему мнению, лежит в основе 90% заболеваний.

 

Добрый день, Людмила! Согласна с Вами. Тема эта интересна мне давно, поскольку сама прошла через этот опыт. Уже много лет являюсь ученицей М.Е.Сандомирского.

 

вроде, отсюда http://marks.on.ufan...PSY/RE3MPY1.HTM

Благодарю. И это верно.

\

Editat de LarisaD

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
morozka

Только сегодня думала открыть такую тему.

 

Потому как психосоматика, по моему мнению, лежит в основе 90% заболеваний.

А у маленьких детей? Совсем маленьких, грудных?

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
geva

тема очень интересная спасибо

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
klara

лариса, а вы дохтор?

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
morozka

лариса, а вы дохтор?

А темы могут открывать только доктора?

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
klara

 

А темы могут открывать только доктора?

а задавать вопросы можно после чьего-то одобрения?

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
Гравицапа

лариса, а вы дохтор?

Вроде нет - вот что я в профиле прочитала: Педагог, практикующий психолог. Но психосоматика - это и есть хлеб психологов...

Потому как психосоматика, по моему мнению, лежит в основе 90% заболеваний.

Я тоже так думаю :) Все болезни от нервов. Только сифилис - от любви...

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
LarisaD

Бывает, что ребенок «не вылезает» из болезней. У педиатров есть даже термин «ЧДБ» – часто и длительно болеющие дети, когда после одной простуды ребенок подхватывает следующую, и этой веренице хворей не видно конца. Несмотря на самоотверженные усилия родителей, долгие хождения по врачам, множество утомительных для ребенка обследований и пригоршни лекарств, «впихивание» которых в сопротивляющееся чадо становится испытанием для родительского терпения, проблемы не отступают и тянутся порой годами.

 

В чем причина? Подобные детские болезни относятся к психосоматическим, то есть имеют двойственную природу: и телесно-физиологическую, и душевную. И для того, чтобы полноценно восстановить здоровье ребенка, нужно убрать обе причины болезни! Если с телесными причинами борются врачи, то в устранении причин душевных необходима помощь психологов. Первое, чем они могут помочь, – научить родителей, особенно маму, выполнять со своим чадом специальную оздоровительную «зарядку». Сюда входят различные игровые упражнения: «успокоительное» дыхание животом, «игра» с телесными ощущениями для разрядки эмоций, «сброс» стрессового напряжения мышц. Это – своего рода программа-минимум для психологического оздоровления ребенка. Но порой перед родителями встает еще и дополнительная «обратная» задача: что необходимо перестать делать, чтобы ребенок, в свою очередь, прекратил болеть. Ибо то, что делают некоторые мамы и папы, буквально заставляет их детей страдать, в том числе хроническими заболеваниями. Выходит, что дети болеют… из-за родителей, хотя последние этого и не осознают.

 

Виноваты ли в таких случаях «несознательные» родители? В ответе на этот вопрос скрыта проблема двойственности, противоречий между разумом и чувствами, между сознанием и подсознанием. Мнимым решением этих противоречий и оказывается болезнь.

 

Помните замечательную фразу из кинофильма «Берегись автомобиля»: «Деточкин, конечно, виноват… но он не виноват?». Так получается, когда намерения человека изначально позитивны, но результат его действий, увы, оказывается плачевным. То же самое может происходить и с родителями, когда их поведение приводит к детским болезням, – вот только сами они этой причинной связи не осознают. Ибо действуют, как им кажется, из лучших побуждений, заботясь о благе своих отпрысков.

 

Как именно это происходит? Существует ряд эмоциональных «ловушек», которые заставляют ребенка болеть.

 

1. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

 

 

В этом случае симптом болезни становится для ребенка либо оправданием отказа выполнять требования старших, либо разрешением для преодоления родительских запретов. Это отражение семейного педагогического сценария «все позволено», когда родительская жалость, увы, обращается во вред ребенку – он привыкает болеть и подсознательно к этому стремится. Проще говоря, то, что для взрослых представляет собой жалость к ребенку, – для него самого становится поощрением болезни. Психологическое «лекарство» – разумная требовательность родителей, формирование семейных правил поведения, понятных ребенку и обязательных для выполнения.

 

2. ЩИТ

 

 

Порой недуг ребенка служит «живым щитом», за которым родственники ищут спасения от семейных конфликтов («Как вы можете… когда ребенок болеет!»). Это та же индульгенция, только уже не для детей, а для родителей. Тут хворь становится для ребенка подсознательно желанной: ведь когда он болеет, в семье временно воцаряется хрупкий мир.

 

Сюда же добавляется детский механизм самонаказания, или невротической вины. Ведь маленький ребенок из-за наивного эгоцентризма принимает на свой счет все, что происходит вокруг. Ему непонятны причины взрослых конфликтов, и когда родители недовольны друг другом, ребенок может считать себя виновником: он «плохой», они ссорятся из-за него! То, что для взрослых семейный скандал, – для ребенка болезнь. Психологический «рецепт» прост: чтобы ребенок перестал болеть, старшие члены семьи должны наладить отношения друг с другом. Категорически нельзя допускать, чтобы дети становились свидетелями, и тем более участниками родительских ссор.

 

3. ДВОЙНАЯ ВЫГОДА

 

 

Нередко ребенок использует нездоровье как способ не отпускать маму от себя: и самому не ходить в садик, и при этом мама останется с ним дома – две «выгоды» сразу!

 

Такая «двойная индульгенция» может возникать и по инициативе родителей – конечно, не высказанной напрямую, а подсознательной. Например, если мама не заинтересована в своей работе и предпочла бы вместо нее находиться дома с ребенком, то он начинает чаще болеть, улавливая это скрытое желание.

 

4. ЗЕРКАЛО

 

 

Мамы часто говорят: «У нас такая-то болезнь», – не задумываясь об истинном значении этих слов. На самом деле недуг ребенка часто представляет собой болезнь «на двоих». Мама переживает за ребенка, а он, как «зеркало», отражает ее внутреннее состояние. Ведь малыш воспринимает маму и себя как одно целое. Когда она погружена в тяжелые душевные переживания, даже если и старается внешне этого не показывать, то ребенок «заражается» негативными чувствами, способными стать для него причиной нездоровья. Ибо то, что для взрослых – обычный эмоциональный стресс, для ребенка – прямой вред для здоровья. Ведь он еще не умеет справляться с эмоциями, вот и они превращаются в симптомы недуга, чаще всего болезней органов дыхания, пищеварения и аллергических расстройств.

 

В этой ситуации сначала нужно помочь родителям, в первую очередь маме, преодолеть собственные эмоциональные трудности.

http://www.psyh.ru/rubric/7/articles/931/

 

Смотрите пункт 4.Зеркало.

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
LarisaD

Смотрите пункт 4. Зеркало.

 

А у маленьких детей? Совсем маленьких, грудных?

Смотрите пункт 4.Зеркало.

 

лариса, а вы дохтор?

Я психолог, практикующий психотерапию. Мои документы можно посмотреть на сайте www.b17.ru

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
LarisaD

Аллергия, эмоции, психосоматика.

Марк Сандомирский

Иммунная и нервная система тесно связаны, и не всегда иммунитету это идет на пользу. Почему это так? Образно говоря, аллергические реакции представляют собой следствие излишней "бдительности" и преувеличенной "старательности" иммунной системы. И в том, что ее защита оказывается чрезмерной и обращается во вред организму, повинна и нервная система. Известен классический опыт академика Адо, когда в "остром" опыте животным вводили смертельную дозу аллергена - и печальный исход наступал в течение нескольких минут. Но когда то же самое делали под наркозом - подопытные животные мирно спали и просыпались как ни в чем не бывало, без малейших последствий.

Вывод прост. Если бы у больных аллергией с нервами все было в порядке - то есть было бы меньше болезненных переживаний, конфликтов, отрицательных эмоций - то и симптомы болезни значительно меньше бы их беспокоили.

Какие именно эмоции подрывают здоровье и создают питательную почву для аллергических расстройств? Конкретных вариантов огромное множество, но все они сводятся к нескольким общим. С точки зрения психосоматики, их всего три.

а) Человек недоволен собой и своей жизнью. Он вынужден делать то, что не хочется, либо делать больше, чем может, пересиливая себя. Или, напротив, он не может позволить себе делать то, что хочется. Болезнь становится дополнительным самонаказанием... либо еще одним препятствием, которое приходится преодолевать героическими усилиями... Либо непреодолимым препятствием, которое в конечном счете заставляет отказаться от "насилия над собой" - так, благодаря подсознательному сопротивлению, все устраивается к лучшему, вследствие болезни и "благодаря" ей.

б) Иммунную систему также подтачивает длительная тревога, вне зависимости от того, оказывается ли она обоснованной или возникает буквально "на пустом месте". В любом случае длительное состояние мобилизации организма, повышенной готовности - к неприятностям, болезням и т.п. - переводит хронический стресс в фазу истощения, когда снижается функциональная активность надпочечников, особенно на фоне стойкого повышения активности щитовидной железы. Все это отрицательно влияет на иммунную систему еще и через гормональные механизмы. (Отсюда, кстати, проистекает лекарственный способ подавления тяжелых аллергических реакций введением синтетических надпочечниковых гормонов.)

в) Наконец, если аллергические реакции протекают в приступообразной форме, то у больных возникает страх повторных приступов. Увы, вследствие внутренней противоречивости подсознательных механизмов психики, этот страх в свою очередь провоцирует приступы, а в момент начавшегося приступа усиливает его проявления. Ведь для подсознания, если вы чего-то боитесь - значит, к этому скрыто стремитесь...

Соответственно первым шагом к избавлению от аллергии должна стать терпеливая и, можно сказать, бескомпромиссная борьба с отрицательными эмоциями. Во-первых, это общая релаксация - ежедневно, день за днем. Во-вторых, "прицельная" релаксация, непосредственно в моменты возникновения бурных отрицательных эмоций либо начинающихся приступов болезни.

 

http://www.proza.ru/2009/04/25/779

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
LarisaD

Упражнение «Материнская эмпатия».

 

Это упражнение модифицированный вариант так называемой терапии материнской любовью или материнской суггестии по Б.З. Драпкину. Оно является поистине незаменимым методом семейной психологической помощи детям с психологическими проблемами (нарушение поведения, гиперактивность, повышенная нервно-психическая возбудимость) и телесными заболеваниями (от психосоматических расстройств до серьезных соматических нарушений). В исходной методике воздействие осуществляется спустя 30 минут после того, как ребенок заснул. Мать ребенка при этом произносит предварительно составленный оздоровительно-суггестивный текст (стереотипно повторяемый в дальнейшем), состоящий из коротких формул внушения, тематически объединенных в четыре блока:

1 блок – выражение материнской любви;

2 блок – физическое здоровье;

3 блок – нервно-психическое здоровье;

4 блок – «Я забираю твою болезнь».

Для первого блока, в частности, рекомендуется следующий набор внушений (Драпкин Б.З., 2002).:

а) Я тебя очень люблю.

б) Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.

в) Ты моя родная частичка, родная кровинушка.

г) Я без тебя не могу жить.

д) Мы все тебя очень сильно любим.

 

В модифицированном варианте упражнение проводится во время засыпания ребенка, в переходном состоянии между сном и бодрствованием. При этом «прелюдией» служит любой занимательный для ребенка сказочный текст. Переход к суггестивному тексту производится после достижения состояния «вегетативного резонанса».

Последовательность вхождения в рабочее «резонансное состояние»:

 

а) Телесный контакт. Мать может обнимать ребенка, либо, если в течение дня у ребенка

были какие-либо телесные жалобы, нежно прикладывать ладонь к больному месту.

б) Релаксация. Матери необходимо предварительно освоить навык релаксации так,

чтобы она достигала состояния поверхностного расслабления не более чем за

2-3 минуты.

в) Синхронизация дыхания матери с дыханием ребенка (обычно в течение одной

минуты).

г) Наблюдение матерью за телесными ощущениями, «индуцированными» (вызванными)

невербальным общением с ребенком. Подобное сенсорное осознавание, обычно в

течение 3-3 минут приводит к достижению состояния телесно-эмоционального

резонанса.

Затем матери следует перейти к негромкому, проникновенному и прочувствованному произнесению заготовленного текста, сохраняя состояние резонанса и поддерживая все составляющие его элементы. Объем текста должен быть таким, чтобы при однократном проговаривании он укладывался в 2-3 минуты. Количество повторений – от 3 до 5.

 

Из книги Марк Сандомирский «Психосоматика и телесная психотерапия». Москва Независимая фирма «Класс» 2007

 

 

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
LarisaD

лариса, а вы дохтор?

ПРИТЧА «Доктор, вылечите мою Душу?»

 

- Доктор, здравствуйте!

- На что жалуемся?

- Душа болит. Вы ведь душевный доктор?

- Душевный. Фамилия моя такая. И специализация – тоже. А вашу душу что-то ранило?

- Не знаю. Может быть. Я ее как-то не чувствую. Я вообще плохо чувствую. Например, я не умею говорить «люблю».

 

- Да? Ну, это распространенное заболевание. Расскажите мне, каков ваш рацион питания.

- Питания? Ах, да. Ну, супы, каши там. Овощи. Мясо – но не каждый день. Ну, я апельсины обожаю, мороженое, конфеты шоколадные тоже люблю.

- Ага! Любите! Значит, умеете говорить «люблю»!

- Нет, вы меня не поняли. Я людям не умею говорить «люблю».

 

- Понятно. Так, милочка. Дышите! Глубже дышите! Да что ж вы так напряглись?

- Не могу я глубже дышать. У меня дыхание перехватывает.

- Так и запишем: не позволяете себе дышать полной грудью. Теперь не дышите. Не дышите... Все, можно. Похоже, у вас это привычное состояние – не дышать?

- Почему? Да я вроде дышу.

- Вот именно, «вроде». А на самом деле – так, вид делаете. Вы же боитесь открыться. Вы ж все чувства в себе зажимаете. Не даете им проявляться!

- Ну, это же неприлично, когда чувства напоказ. Я их подавляю в самом зародыше.

- Вот, милочка, и объяснились ваши проблемы с дыханием. Накопили, понимаешь ли, в себе зародышей. Вся грудь забита. То-то вам и не дышится глубоко. Чувства подавлять – это преступление по отношению к себе.

 

- А как тогда, как с ними поступать?

- Признавать, что они существуют. Называть их по именам. И разрешать им быть.

- Я потом с этим разберусь. Но сейчас я ведь не за этим. Я не умею говорить «люблю».

 

- Дайте-ка я вас простучу.

- Ай! Ой! Не надо! Пожалуйста, не стучите! Мне страшно!

- Так, значит, и до страхов ваших достучались. Слава тебе, Господи! Но ведь вам не больно? Чего боитесь?

- Боли боюсь! Не хочу, чтобы больно!

- Воооот... А от чего бывает больно?

- Когда ушибешься. Когда обожжешься. Когда упадешь. Много от чего...

 

- Милочка вы моя! Так вы боитесь любить!

- Я? Боюсь? А при чем тут это...

- Да любовь же и есть – пламенный полет! Разве нет? Она состоит из взлетов и падений, из крутых виражей, из столкновений. Любовь не может быть осторожной!

- Доктор… Я знаю. Было это все у меня. Случалось.

- И теперь вы боитесь...

- Да. Я боюсь. Боюсь, что не поймут. Отвергнут. Обманут.

 

- Вот вы и зажали свои чувства. Защитили себя со всех сторон от возможной боли. И поэтому вам трудно сказать «люблю»… Ваша болезнь очень даже излечима. И рецепт простой. Научитесь любить себя. Если вы будете любить себя – вы никому не позволите себя ранить. Вы будете выбирать только самое лучшее, самое полезное для вас. Вы будете безошибочно находить то, что сделает вас еще счастливее.

 

- Но... выходит, сейчас я себя не люблю? Так, что ли?

- Уже начинаете! Иначе бы вы ко мне не пришли. Вы уже стали о себе заботиться – а это хороший признак.

- А... как это – любить себя?

- Для начала начните к себе прислушиваться. К своим желаниям, ощущениям. А то вас что ни спросишь – «не знаю», «не чувствую». Если вы сами так невнимательно к себе относитесь, почему же другие будут вас щадить?

 

- И что же мне делать? Как научиться себя любить?

- А вы сами себя щадите, хвалите, поощряйте. Себя надо время от времени поощрять – знаете об этом? Не перегружайте! Не позволяйте себя обижать! И не позволяйте себе обижаться.

- Ну... Я попробую себя любить, щадить и гадостей не слушать.

- Ну вот и славно. Пользуйтесь этим рецептом – и скоро вы почувствуете, что внутри освободилось место для любви. Думаю, на этом мы можем попрощаться. Медицина свое слово сказала, дело за вами.

 

- Погодите, доктор! Но как же оно освободится, если там столько всего?

- Да-да... Камни всякие.... зародыши... обиды проглоченные... Накопили вы, накопили!

- Да, что с этим делать?

- А тут, милочка, рецепт один: прощать, прощать и еще раз прощать! Трижды в день, после еды!

Будьте здоровы! Следующий!

 

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
LarisaD

Капля нежности (сказка-витаминка).

 

Жила-была женщина, на которой держался весь мир.

 

В ее огромном, казавшемся бездонным сердце, всегда

находились ласка, внимание и забота для всех вокруг:

 

для мужа и детей, для родителей и бесчисленных родственников, для любовников и поклонников, для друзей и подруг, для партии и президента, для всех…

 

И все вокруг пользовались теплом ее сердца как чем-то само собой разумеющимся, словно водой из крана.

 

Мол, на то ты и женщина…

 

Но нередко случалось, что находились и такие, кто попрекал ее, что она к нему якобы недостаточно внимательна, заботлива и вообще не оправдывает возлагаемых на нее надежд.

 

И тогда в женском сердце нежности становилось чуть меньше, чем прежде. А вместо нее в сердце тут же просачивались черные капли боли и обиды.

 

И вот однажды женщина вдруг почувствовала себя совсем уставшей и опустошенной. Она заглянула в свое сердце и увидела, что нежности в нем осталось всего одна-единственная капля. А все вокруг между тем уже нетерпеливо ждали от нее привычную порцию внимания и ласки.

 

Но кому же отдать эту единственную и последнюю каплю нежности?

 

Кому?

 

Женщина долго ходила кругами в своих мучительных сомнениях, бродила в терзаниях по лесным тропинкам и вдоль шумных улиц, пока, наконец, не оказалась посреди широкого поля, густо покрытого ромашками и одуванчиками, над которыми вились пестрые бабочки и стрекозы. Над ней по-матерински ласково светило теплое солнце, и по-отечески нежно трепал ее волосы легкий ветер.

 

Она закрыла глаза и, раскинув руки, зажмурившись от сладости и тихого блаженства, опустилась в мягкие травы.

 

И вот тут женщина, на которой держался весь мир, наконец-то поняла, кому она должна отдать последнюю каплю своей нежности.

 

Она отдала ее себе…

 

Поздно вечером женщина вернулась к тем, кого она любила, и тем, кто так ждал ее.

 

Ее бездонное и щедрое сердце вновь было до краев полно нежности…

 

 

Из книги: А.Резенков "Мир прикосновений" Санкт-Петербург "Вектор".

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri
LarisaD

Марк, добрый день! Беспокою Вас из Днепропетровска. Хотел бы узнать, как мне можно помочь с болями в спине. Болит сама по себе почти всегда, но особенно сильно, когда нервничаю. Ортопед сказал, что у меня грыжи межпозвоночных дисков и есть спазмы по всей поверхности спины. Работа, к сожалению, сидячая – я бизнесмен. Хотя я плаваю, занимаюсь йогой. Мне 41 год, у меня было два развода, попадал в серьезную автомобильную аварию, когда-то было ножевое ранение в живот. Если можете что-то посоветовать – буду бесконечно благодарен.

С уважением, Владимир Малышко.

Отвечает М.Е. Сандомирский - психотерапевт, специалист Европейского реестра, кандидат медицинских наук.

 

Конечно, посоветовать в данном случае «лекарство от всех болезней» и дать заочно рецепт мгновенного исцеления невозможно. Но можно составить план действий, чтобы снизить влияние стрессов на здоровье автора письма. Этот план при методичном, систематическом применении позволит улучшить качество жизни – уменьшить боли в спине и в целом дискогенный (связанный с повреждением межпозвонковых дисков) дискомфорт.

 

Первое, с чего следует начать, – это разграничить проявления болезни на органические, которые относятся к компетенции медицинской помощи, и психосоматические – предмет помощи психологической. Для врача критерием их разделения будут результаты инструментальных диагностических исследований, включая так называемые «ножницы симптомов» (преобладание субъективных проявлений болезни над выявленными объективными нарушениями). Для психолога же критерием отделения психосоматических симптомов (результат взаимодействия психических и физиологических факторов) от органических будет эмоциональная динамика: то, какие из симптомов заметно усиливаются под воздействием психической напряженности, в моменты стресса.

 

В приведенном письме упоминаются «грыжи межпозвоночных дисков» – это и есть органическое поражение позвоночника. А вот «спазмы по всей поверхности спины», то есть напряжение околопозвоночных мышц, на языке телесной психотерапии именуемые «мышечными зажимами», – в значительной мере явление психосоматическое, с которым можно работать благодаря техникам телесной психокоррекции.

 

Избыточное, хроническое напряжение мышц и порождает боль. Откуда же оно берется и почему не уходит?

 

1. На бессознательном уровне подобные «мышечные зажимы» возникают автоматически, как часть рефлекторных изменений организма при стрессе (реакции борьбы или бегства). Такое мышечное напряжение присутствует у всех людей, различается лишь степень его выраженности: для одних оно создает ощутимый дискомфорт, в то время как другие его вовсе не замечают. Стрессовое напряжение мышц имеет в организме свои «излюбленные» зоны, где оно проявляется чаще и интенсивнее:

 

а) в области задней поверхности шеи (поиск источника опасности);

 

б) вокруг плечевых суставов и в верхнегрудном отделе позвоночника (отражение реакции борьбы);

 

в) в поясничном отделе позвоночника и вокруг тазобедренных суставов (проявление реакции бегства).

 

Как бороться с такими мышечными проявлениями стресса? Конечно, с помощью самого важного инструмента самопомощи – ежедневной релаксации как общей, включающей в себя все основные мышечные группы (минимум – раз в день, перед сном, в течение 10-15 минут), так и местной, постизометрической (метод АМПИР), о которой мы подробно писали в предыдущих выпусках. Стоит добавить к ним еще одно упражнение, предназначенное для снятия «мышечных зажимов» в поясничной области (они встречаются чаще прочих). Исходное положение – лежа на спине. Одна нога (со стороны локализации боли) согнута в коленном и тазобедренном суставах. Ногу прижимать к животу руками, охватив коленный сустав (пальцы соединены в «замок»). На вдохе стараться выпрямить ногу, руки при этом с силой удерживают ее согнутой у живота. Упражнение выполняется с задержкой дыхания на 5-7 секунд. Максимальное напряжение мышц происходит в области поясницы и в глубине живота. Затем следует долгий выдох со снятием напряжения мышц. Рекомендуется повторение в течение нескольких минут, до ослабления боли в спине.

 

2. На подсознательном уровне стрессовые реакции проявляются как «мышечный панцирь» (по Райху), или телесные проявления психологических защит в виде привычного напряжения мышц. Фактически, мы носим подобный «панцирь», не снимая, 24 часа в сутки, однако замечаем его лишь тогда, когда появляется боль. Поскольку такой «мышечный панцирь» связан с особенностями характера человека, то выглядит он в значительной мере индивидуально. Точнее, «выглядит» условно: его можно скорее не увидеть, а нащупать. Специалист при обследовании пациента находит в мышцах участки повышенного тонуса, нередко сопровождающегося их уплотнением и болезненностью. Происхождение этих фрагментов «мышечного панциря» связано со сдерживанием, блокированием выражения эмоций и, как правило, уходит корнями в детство. Точнее, в ту часть раннего телесного опыта, которая связана со стрессами, особенно с детскими страхами и обидами. Избавиться от подобных болезненных телесных следов прошлого можно с помощью психотерапевта, прорабатывая старые психотравмы – избирательно снимая отдельные участки напряжения в мышцах, освобождаясь от «замороженных» в них эмоций, перестраивая телесную и эмоциональную память. Подготовительную работу для такого эмоционального раскрепощения вполне по силам выполнить самостоятельно. Для этого надо завести дневник самочувствия и в моменты, когда боль напоминает о себе, записывать приходящие в голову телесные ассоциации. Проще говоря, искать ответ на вопрос: «Когда раньше, в моменты каких стрессов в моем теле впервые появлялись подобные болезненные ощущения?»

 

3. Наконец, на символическом уровне появление болей в спине связано с той «опорной» ролью, которую в нашем теле играет позвоночник – не только анатомически/биомеханически, но и психологически. Состояние позвоночника и окружающего его мышечного «корсета» лежит в основе того комплекса телесных ощущений, благодаря которым мы чувствуем в теле опору – по сути же, находим опору в самих себе. Внутренняя телесная опора на психологическом уровне связана с такими характеристиками, как уверенность в себе, способность преодолевать трудности, самооценка, эмоциональная устойчивость. Соответственно, те психологические проблемы, которые возникают у человека, особенно связанные с неуверенностью и низкой самооценкой, по принципу психосоматической обратной связи отражаются и на телесном уровне, негативно влияют на состояние позвоночника и поддерживающих его мышц.

 

При болях в спине человеку важно укреплять не только мышцы, но и параллельно повышать самооценку и стрессоустойчивость. Эта проблема решается с помощью различных методов психотерапии, особенно телесной. На первое место по значимости для автора письма я бы поставил метод Александера, и в частности совершенствование навыка «первичного контроля» (согласно ему, положение головы и шеи оказывает влияние на позу тела, распределение мышечного напряжения в спине и конечностях) – голова гордо поднята, плечи развернуты, спина прямая. Нахождение в такой позе постоянно, даже в ситуациях стресса, помогает поддерживать эмоциональное равновесие, уверенность в себе. Параллельно с личностным ростом читатель сможет добиться устранения дискомфорта в области шеи и верхней части спины.

http://www.psyh.ru/rubric/7/articles/1131/

Partajează acest post


Link spre post
Distribuie pe alte site-uri

Creează un cont sau autentifică-te pentru a adăuga comentariu

Trebuie să fi un membru pentru a putea lăsa un comentariu.

Creează un cont

Înregistrează-te pentru un nou cont în comunitatea nostră. Este simplu!

Înregistrează un nou cont

Autentificare

Ai deja un cont? Autentifică-te aici.

Autentifică-te acum