Ученые нашли гены тяжелого токсикоза

Иногда это состояние требует госпитализации.

gosto-ruim-gravidez-0217-1400x800.jpg-itok-dxhpjHh-.jpg

Тяжелая форма токсикоза, от которого страдала в том числе герцогиня Кембриджская в первые месяцы всех трех своих беременностей, оказалась связана не с гормонами, а с генами. Результаты исследования специалистов из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США) и частной биотехнологической компании 23andMe опубликованы в журнале Nature Communications.

От тошноты и рвоты в первом триместре беременности страдает, по разным оценкам, от 50 до 90% женщин. Самая тяжелая форма раннего токсикоза, hyperemesis gravidarum, встречается примерно в 2% случаев. Среди симптомов — постоянная рвота, ведущая к обезвоживанию, потеря веса, дефицит питательных веществ, нарушение баланса электролитов в крови. Состояние беременных может быть столь серьезным, что требует госпитализации. Хотя до сих пор hyperemesis gravidarum объясняли резким подъемом уровня гормонов беременности, хорионического гонадотропина и эстрогена, точные причины развития этого состояния неизвестны, и эффективных методов профилактики и лечения нет.

В то же время ранее было замечено, что склонность к тяжелому токсикозу беременности может передаваться из поколения в поколение, от матерей к дочерям. Чтобы проверить, какую роль в hyperemesis gravidarumиграют гены, исследователи проанализировали ДНК 16 тысяч женщин, не испытывавших симптомов токсикоза беременных, и сравнили полученные результаты с ДНК 1306 женщин, страдавших от тяжелой формы hyperemesis gravidarum.

Были выявлены два гена, GDF15 и IGFBP7, точечные мутации в которых связаны с тяжелым токсикозом. Эти гены вовлечены в процесс роста плаценты, играют важную роль в биологических механизмах, включающихся в начале беременности, а также связаны с регулированием аппетита и развитием такого состояния, как кахексия — крайнее истощение организма. Симптомы кахексии похожи на те, что наблюдаются приhyperemesis gravidarum. При этом исследователи не нашли подтверждения тому, что в основе hyperemesis gravidarum лежит гормональный дисбаланс.

Дополнительное генетическое исследование, в ходе которого изучалось ДНК более тысячи женщин с hyperemesis gravidarum, подтвердило полученные данные, а также показало, что в крови беременных, страдающих от этого состояния, аномально повышены концентрации белков, за синтез которых отвечают гены GDF15 и IGFBP7. Ученые планируют проверить, существует ли безопасный способ снизить концентрацию белков GDF15 и IGFBP7 в начале беременности, с тем чтобы минимизировать симптомы токсикоза.

health.mail.ru