4 вопроса о солнцезащитном креме

Главный — безопасны кремы с УФ-фильтрами на самом деле?

Вы уже закупились лосьоном для защиты кожи во время загара (возьмете в отпуск), дневным кремом с SPF, тональным кремом с УФ-фильтром... А знаете ли вы, как часто нужно пользоваться солнцезащитой? Может, она приносит больше вреда, чем пользы?

0c20d966c62ce53e9c21f96e8a811c0f.jpeg

Крем с SPF вызывает рак?

Солнцезащитные средства используют как раз для того, чтобы защитить кожу от негативного влияния ультрафиолета, в том числе — от развития рака кожи. Но, как ни парадоксально, крем с SPF сам по себе может оказаться канцерогеном.

Выяснилось, что оксид цинка — компонент, который входит в состав многих солнцезащитных средств — под воздействием солнца начинает выделять свободные радикалы. Это нестабильные молекулы, которые пытаются связаться в организме с другими частицами и в процессе могут разрушать клетки или их ДНК. В результате подобных повреждений клетки могут начать неконтролируемо делиться — и тогда возникает риск рака кожи. И, как заметили ученые, чем дольше оксид цинка находится на солнце, тем больше свободных радикалов он выделяет. А значит, особенно опасно наносить солнцезащитный крем и долго его не смывать — например, если вы не купаетесь в море, а просто загораете на пляже или гуляете по городу.

Но несмотря ни на что, исследователи все равно советуют пользоваться кремами с SPF. Конечно, лучше выбирать средство, в составе которого нет оксида цинка — но даже крем с этим компонентом лучше, чем совсем без защиты. При этом стоит ограничить время пребывания на солнце, а по возможности — периодически смывать предыдущий слой солнцезащиты и наносить новый.

Солнцезащитный крем мешает получать витамин D?

Витамин D вырабатывается в организме человека, когда его кожа оказывается под воздействием солнечных лучей. В северных широтах — в частности, в России — люди и так постоянно испытывают нехватку витамина D в связи с тем, что по полгода солнце практически не выглядывает. Восполнить дефицит витамина можно в теплое время — но если вы не выходите из дома без средства с SPF, вам это не светит.

Дело в том, что солнцезащитный крем с SPF 15 и выше снижает производство витамина D на 99% — то есть фактически до нуля. Получается, что люди, которые зимой живут вообще без солнца, а летом защищаются от него специальными кремами, хронически недополучают жизненно важный элемент — ведь витамин D регулирует процесс роста клеток, участвует в работе иммунитета, помогает организму бороться с воспалением.

pexels-photo-189349.jpeg

Врачи согласны, что не стоит часами лежать на пляже без защиты, так как это может спровоцировать развитие рака кожи. Однако бросаться в другую крайность и все лето наносить крем с SPF перед выходом из дома тоже не стоит. Чтобы получить свою порцию витамина D, достаточно прогуляться в майке и шортах в солнечную погоду, не нанося крема. Если вы будете проводить на открытом солнце по 5–30 минут в послеобеденное время дважды в неделю, вашей коже это не навредит, зато это позволит организму выработать достаточно витамина D. Конечно, для тех, кто совсем боится за себя, — например, людей с очень светлой кожей или большим количеством родинок — есть альтернатива солнечным ваннам, а именно — добавки с витамином D. Но принимать их стоит только после консультации с врачом, который подтвердит, что у вас действительно есть дефицит — ведь избыток этого витамина может быть так же опасен, как и его нехватка.

Солнцезащитный крем вызывает бесплодие?

Как связаны крем с SPF и возможность иметь детей? Оказывается, некоторые компоненты солнцезащитных средств могут влиять на качество спермы и фертильность мужчин. Датские ученые, которые обнаружили такое свойство солнцезащиты, считают, что повсеместное использование кремов с SPF может объяснить часть случаев бесплодия с неясными по сей день причинами. Средство, защищающее кожу от солнца, содержит УФ-фильтры, которые, собственно, и должны отражать ультрафиолетовые лучи. Но часть этих УФ-фильтров впитывается в кожу, и медики находят их следы в образцах крови и мочи.

Исследователи из Дании решили проверить, как эти компоненты влияют на качество спермы. Они протестировали почти все разрешенные в США и Евросоюзе УФ-фильтры, и выяснилось, что 45% из них нарушают нормальное функционирование сперматозоидов. Пока специалисты косметических компаний не разработали более безопасные солнцезащитные фильтры, в семьях, которые безуспешно пытаются завести ребенка, мужчинам есть смысл на время отказаться от использования кремов с SPF. Обратите внимание, что УФ-фильтры сейчас входят не только в специальные крема «для загара», но и в обычные увлажняющие средства, бальзамы для губ и так далее.

465.jpg

Цветная солнцезащита

Недавно бразильские исследователи задумались, что с существующими солнцезащитными кремами что-то не так. Ведь они защищают кожу только от действия ультрафиолетовых лучей — а те, хоть и наиболее опасны для организма, составляют лишь 5% всего солнечного излучения. Еще 45% относятся к воздействию видимой части света — и против него все нынешние средства с SPF бессильны. Ученые предполагают, что именно видимый свет виноват в том, что число случаев рака кожи продолжает расти — несмотря на повсеместную популярность солнцезащитных средств.

Исследователи из Бразилии обнаружили, что для защиты кожи от видимой части излучения необходимо создать физический барьер между телом и солнечными лучами. Одним из таких барьеров является одежда. Но как уберечь от повреждений открытые участки тела?

Ученые решили использовать не обычный, а цветной солнцезащитный крем. Причем цвет его имеет значение — он должен быть такого же оттенка, как собственный тон кожи человека. Чтобы добиться такого эффекта, разработчики добавили в новый крем наночастицы, покрытые тонким слоем меланина — пигмента, который в организме человека отвечает за цвет кожи. Создатели новинки утверждают, что их солнцезащитный крем будет эффективно защищать кожу как от всех типов ультрафиолетовых лучей, так и от повреждения видимым светом.

Солнцезащитный крем из бактерии

Микроорганизмы под названием «цианобактерии» могут стать источником новых, более натуральных средств солнцезащиты. Это крупные бактерии, которых также называют сине-зелеными водорослями. По своим свойствам они частично схожи с растениями: например, они способны к фотосинтезу — под воздействием солнечного света они образуют питательные вещества, выделяя в атмосферу кислород.

Но исследователей, занятых вопросами солнцезащиты, заинтересовало не это. Их внимание привлекло то, что некоторые виды цианобактерий живут в крайне засушливых регионах под палящим солнцем, и при этом они как-то умудряются защитить себя от УФ-излучения. Ученые обнаружили у цианобактерий особые аминокислоты, которые позволяют тем выстроить защитный барьер, сквозь который не проникают ни длинные, ни короткие ультрафиолетовые лучи. Исследователи считают, что эти аминокислоты станут хорошей альтернативой нынешним синтетическим компонентам кремов с SPF. Ведь они, с одной стороны, несут меньше рисков побочных эффектов за счет своей натуральности, с другой — представляют собой возобновляемый ресурс, что хорошо для косметической индустрии и планеты в целом.

health.mail.ru

De Calandrella
      «Только рожая, женщина может примерно понять глубину страданий, которые испытывает мужчина при температуре 37,2⁰С» — этот избитый анекдот показывает, как по-разному переносят банальную простуду представители двух полов. Кроме шуток — есть ряд вполне серьезных болезней, которые у мужчин и женщин проявляются неодинаково, и, если не знать об этих отличиях, можно пропустить опасные симптомы.
      Инфаркт
      Большинству известны симптомы сердечного приступа у мужчин: боль и ощущение давления в груди, одышка и затрудненное дыхание. У некоторых женщин могут быть такие же признаки инфаркта — но далеко не у всех.
      Дело в том, что большинство исследований болезней сердца исторически проводилось на мужчинах, а выводы из них применялись ко всем людям. Но некоторое время назад врачи заметили, что инфаркт у женщин часто протекает иначе, а лекарства, которые помогают мужчинам, — в частности, дигоксин, — и вовсе могут их убить.
      Тогда медики решили изучить специфичные для женщин симптомы инфаркта миокарда. Оказалось, что у женщины во время сердечного приступа может вообще не быть болей в груди — зато будет болеть спина, челюсть, шея или живот, кружиться голова; появится одышка, тошнота, рвота, повышенная потливость. Из-за таких нетипичных симптомов женщины часто принимают инфаркт за простуду или изжогу — и упускают драгоценное время. Так что запомните эти опасные признаки — и, если обнаружите их у себя или близкой вам женщины, не стесняйтесь звонить в скорую с подозрением на сердечный приступ.

Алкоголизм и наркомания
      У мужчин и женщин зависимость от веществ развивается и протекает по-разному. Мужчины, например, чаще подсаживаются на алкоголь и наркотики в юном возрасте. Женщины же могут получить зависимость уже в зрелые годы. При этом за лечением женщины обращаются быстрее мужчин — то есть проводят в зависимости меньше времени.
      Причины употреблять у двух полов тоже разные. Женщины часто начинают пить и принимать наркотики из-за сопутствующих психических проблем — депрессии, тревожного расстройства. С помощью веществ они пытаются как-то сгладить свои расстройства настроения. Мужчины же более склонны пить и употреблять наркотики ради приятных ощущений, снятия стресса или из-за проблем с самоконтролем.
      Представление, что «женский алкоголизм неизлечим», вероятно, навеяно тем, что у женщин зависимость развивается быстрее — и это правда. Однако слухи о неизлечимости преувеличены: женщины чаще мужчин бросают пить навсегда. В целом, алкоголизм и наркомания одинаково опасны для обоих полов — но и у мужчин, и у женщин есть свои особые риски, которые следует учитывать при диагностике и лечении зависимости.

ЗППП
      Заболевания, передающиеся половым путем, неодинаково проявляются у мужчин и женщин. У мужчин, например, гораздо чаще проявляются симптомы. В частности, признаки гонореи появляются у 80–90% мужчин и только у 20% женщин, хламидиоза — у 50% мужчин и 20% женщин. Симптомы этих заболеваний доставляют большой дискомфорт, но в то же время позволяют вовремя распознать болезнь и начать лечение.
      При этом ЗППП гораздо чаще передаются от мужчин женщинам, чем наоборот. Например, после единственного незащищенного сексуального контакта с партнером, страдающим гонореей, риск женщины заразиться составляет от 60 до 90%. У мужчин же вероятность подхватить гонорею от одного секса с партнершей без презерватива — 20–30%.
      Такая асимметрия объясняется тем, что женщины больше подвержены контакту с источником инфекции — а именно со спермой, объём которой превышает количество вагинальной смазки. К тому же во влагалище во время секса возникают микротравмы, что ускоряет процесс заражения.
      Больше всего рискуют заразиться ЗППП девочки-подростки — у них в шейке матки еще слишком много столбчатого эпителия, на котором хорошо «растут» возбудители хламидиоза и гонореи. В процессе полового созревания столбчатый эпителий вытесняется плоским — у него к хламидиозу и гонорее «иммунитет». Женщины, принимающие гормональные контрацептивы, тоже сильнее остальных подвержены ЗППП — из-за воздействия гормонов у них увеличивается площадь столбчатого эпителия в шейке матки.
      В итоге женщины болеют ЗППП примерно в два раза чаще мужчин, им проще заразиться и тяжелее выявить заболевание. Так что можно посоветовать мужчинам и женщинам проходить профилактические анализы на ЗППП хотя бы раз в год, даже если ничего не болит, обращаться за лечением при первых же симптомах и обязательно сообщать о выявленных заболеваниях половым партнерам.

Заболевания мочевыделительной системы
      Болезни мочевыделительной системы у мужчин и женщин имеют свою специфику — из-за анатомических различий мочевыводящих путей. Женщины гораздо чаще страдают от воспаления мочевого пузыря — цистита. Дело в том, что уретра – мочеиспускательный канал — у женщин короткая, и бактерии из нее довольно легко мигрируют в мочевой пузырь.
      Мужчины же обычно заболевают уретритом, то есть воспалением мочеиспускательного канала, в котором инфекция развивается, не добираясь до мочевого пузыря. Поэтому неприятных ощущений в области малого таза обычно не бывает, как и частых позывов, — им просто больно мочиться, иногда появляются выделения из уретры и даже поднимается температура.
      Уретрит у мужчин чаще всего сопровождает ЗППП, в то время как цистит у женщин может быть просто следствием полового акта (даже защищенного), а также возникать вообще без явных причин — из-за ослабленного иммунитета, наследственной предрасположенности или особенностей строения мочевыделительной системы - небольшого расстояния между отверстием уретры и анусом.

Шизофрения
      Это психическое расстройство у мужчин возникает раньше, чем у женщин. Первый приступ шизофрении у мужчин обычно случается в 18-25 лет, у женщин — в 25-35 лет.  Более того, шизофрения у женщин может развиться и позже — а именно после 40 лет, ближе к наступлению менопаузы.
      Проявления болезни у представителей разных полов тоже отличаются. У мужчин бывает больше «негативных» симптомов, таких как апатия и безволие, бессонница, нарушение когнитивных (познавательных) способностей. Женщины же при шизофрении чаще впадают в депрессию и склонны к так называемой продуктивной симптоматике: проявляют повышенную тревожность, страдают от параноидального психоза и бредовых мыслей, ведут себя странно и импульсивно.
      Прогноз при шизофрении для женщин более оптимистичный — они меньше времени проводят в больницах и дольше остаются в ремиссии. Вероятно, дело в том, что женщинам лучше помогают лекарства от шизофрении — антипсихотики. Для мужчин они не только менее эффективны — у большинства пациентов они вызывают сексуальную дисфункцию, из-за чего некоторые бросают терапию, вследствие чего болезнь рецидивирует.

health.mail.ru
      1. Следи за фигурой
      Исследования показали, что те, у кого жир откладывается в первую очередь на животе,рискуют умереть раньше даже при нормальном ИМТ.
      2. Вспомни подростковый возраст
      Наблюдение за 137 американцами с рождения до 28 лет показало, что те, у кого был лишний вес в 14, склонны к диабету второго типа. А взрослые с диабетом сильнее рискуют получить проблемы с сердцем.
      3. Ешь клетчатку
      Люди в среднем потребляют 10−17 г в день, но если добавить еще половину — риск инфаркта снизится на 17%.
      4. Потребляй меньше калорий
      Исследования показали, что те, кто ест не более 1400 калорий в день, обладают более здоровым сердцем (на 10−15 лет моложе паспортного возраста). Важно, однако, не только количество, но и качество!
      5. Пей чай
      Чай защищает сердце благодаря содержащимся в нем катехинам. Японцы, выпивающие в день 5 и более чашек зеленого чая, имеют самые низкие показатели по инфарктам в мире. С черным чаем примерно то же самое. Даже 1−2 чашки в день помогают сердцу! Таким эффектом не обладает холодный чай (при попадании листьев в воду эффект уходит за пару дней), а также чай с молоком (добавь лимон или мед).
      6. Брось пить газировку
      Даже диетическую! Регулярное потребление «всего одной баночки» ведет к развитию метаболического синдрома. Это комплексное название повышенного давления и холестерина, что ведет к проблемам с сердцем и диабету. Меры по предотвращению этого вкупе с отказом от курения добавят к жизни от 6 до 9,5 лет.
      7. Ешь фиолетовое
      Темный виноград, красное вино, голубика и черника помогают бороться с преждевременным старением мозга, улучшают связи между нейронами и память.
      8. Бегай 40 минут в день
      Исследования показывают, что продолжительность жизни тех, кто регулярно занимается аэробными упражнениями, на 12 лет больше. И все благодаря тому, что иммунная система лучше сопротивляется вирусам.
      9. Убирай дом сама
      Исследование с участием 302 пожилых людей в возрасте от 70 до 80 лет показало, что час уборки сжигает до 285 калорий и снижает риск скорой смерти на 30%.
      10. Чаще выходи из дома
      Тогда мозг будет активнее работать, что уменьшает риск деменции. Кроме того,у общительных людей снижается выброс кортизола при стрессе.
      11. Твой пульс — около 60 ударов в минуту
      Считается, что чем ниже пульс в состоянии покоя, тем меньше напрягается сердце.
      12. Ты не храпишь
      Значит, у тебя меньше шансов на апноэ — задержку дыхания во сне, которая может привести к развитию самых разных недугов.
      cosmo.ru
      De Calandrella
      В целях предотвращения этого власти начали информационную кампанию «Здоровье детей без химических рисков», передает moldpres.md.
      Как сообщили в Министерстве здравоохранения, труда и социальной защиты, кампания будет проходить с 10 по 15 сентября. В это время специалисты Национального агентства по общественному здоровью вместе с руководителями медицинских учреждений и главами территориальных управлений образования будут проводить деятельность по информированию о профилактике отравлений в школах, участвовать в общественных дискуссиях, тренингах, программах на радиостанциях и телеканалах и т. д.
      По данным Национального агентства общественного здоровья, наиболее распространенными являются отравления лекарствами, затем косметическими средствами. В сельской местности регистрируются отравлении пестицидами, средствами борьбы с грызунами (крысиным ядом), растительными токсинами.
      Большинство тяжелых случаев отравления лекарствами, пестицидами, моющими средствами и другими товарами бытовой химии отмечается у детей 1-5 лет. В этом возрасте очень хорошо развит рефлекс рука-рот. Что касается отравления малышей до 1 года, эти случаи в основном вызваны неправильным лечением родителей.
      Наибольшее количество интоксикаций (1742 г.) зарегистрировано в 2015 году.
      point.md
      De Calandrella
      Зуб мудрости — от названия так и веет чем-то из разряда мистики. Но ничего мистического в них нет — это всего лишь зубы, которые прорезываются гораздо позже остальных, а не в детском возрасте. Стоматологи называют их третьими молярами и восьмёрками. Фактически это рудимент, доставшийся нам от предков, чьи челюсти были заметно шире.
      Существует множество заблуждений, связанных с этими зубами.
      Миф 1. Зубы мудрости начинают резаться в подростковом возрасте
      Как правило, это не так: прорезывание зубов мудрости начинается чаще всего в 18–25 лет. Почему? Дело в том, что эти зубы, в отличие от остальных, формируются не во время внутриутробного развития, а в 3–5 лет. Если отвести ребёнка к детскому стоматологу в этот период, то он сможет даже определить, сколько зубов мудрости у него появится в будущем.
      При этом формирование коронковой части восьмёрок происходит примерно к 12 годам (то есть когда у большинства детей уже происходит смена молочного прикуса на постоянный). Однако корни зубов мудрости продолжают своё формирование, причём иногда даже после прорезывания.
      При этом у 10–15% людей вообще нет восьмёрок. Эти счастливчики никогда не сталкиваются с неприятными ощущениями при их прорезывании и всю жизнь проводят с набором из 28 зубов. Более того – у разных людей может прорезаться разное число зубов мудрости. Именно поэтому нормой считается наличие 28–32 зубов.
      Миф 2. Любые неприятные ощущения при появлении зубов мудрости надо терпеть
      Почти у всех людей этот процесс сопровождается дискомфортом, и редко кто может похвастаться тем, что не испытал никаких болезненных ощущений. Это связано с тем, что у восьмёрок нет молочных «предшественников».
      Часто возникает затруднённое прорезывание зуба мудрости из-за различных патологий, и в таком случае нужно обратиться к врачу. Но как обычный человек может отличить нормальное прорезывание от затруднённого? Ведь чаще всего любое появление восьмёрки сопровождается повышением температуры на 1–2 градуса, болью в челюсти и при глотании, воспалением дёсен и даже подчелюстных лимфатических узлов.
      Если у вас наблюдается очень острая боль в десне и челюсти, выделение крови и гноя из десны, опухание щеки, а губы и язык травмируются, то терпеть это не нужно — следует немедленно обратиться к врачу. Такие симптомы указывают на патологическое прорезывание восьмёрки.
      В любом случае определить, нормальное или патологическое прорезывание зуба мудрости происходит в вашем случае, сможет только стоматолог. Чем раньше он выявит проблему, тем проще будет её решить.

Миф 3. Зубы мудрости всегда нужно удалять, лучше сразу при их появлении
      Третьи моляры или восьмёрки могут ничем не отличаться от обычных зубов, не мешать жеванию пищи и вообще никак себя не проявлять. Но увы, довольно часто встречаются патологии зубов мудрости, из-за чего приходится принимать определённые меры. Если же зуб прорезался нормально, не давит и не смещает соседние зубы, не мешает пережёвыванию пищи, то им можно пользоваться так же, как и всеми остальными зубами.
      Всё же есть патологии, при которых удаление зубов мудрости необходимо. Всего выделяют три их вида.
      Дистопия
      Неправильное расположение относительно всего зубного ряда. Поскольку такие восьмёрки могут причинить вред другим зубам, то врач почти всегда рекомендует их удаление. Они могут выступать вперёд или назад относительно остальных зубов либо даже повернуться вокруг своей оси.
      Ретенция
      Скрытые в мягких или костных тканях челюсти зубы. Ретенция бывает полной или частичной, то есть зуб может прорезаться не полностью или остаться в скрытом положении и тоже отклоняться назад или вперёд. Это опасно тем, что при прорезывании может развиться перикоронорит — воспаление десны из-за скопления бактерий.
      Смешанная патология
      Это сочетание дистопии и ретенции. Зуб может размещаться под углом к остальным зубам, лежать горизонтально или даже перевернуться «вниз головой» — его коронка будет внизу, а корень — наверху. Это самые сложные случаи, которые могут спровоцировать различные виды гнойных воспалительных процессов: абсцессы, остеомиелит и флегмону.
      Во всех этих случаях зуб мудрости придётся удалить.
      Миф 4. Удаление зубов мудрости — это всегда долго, больно и страшно
      Метод удаления зуба врач выбирает в зависимости от того, с какой проблемой вы к нему обратились. При этом в современной стоматологии всегда обеспечат обезболивание и постараются свести к минимуму и болезненные ощущения, и ваш дискомфорт.
      Удаление восьмёрки далеко не всегда требует сложных манипуляций: если хирург имеет дело не с дистопированным, ретинированным зубом и не со сложной патологией, то ему будет достаточно щипцов. В таком случае вам сделают укол обезболивающего, а затем врач удалит зуб мудрости. Длится это от одной до нескольких минут.
      После удаления следует два часа не есть, в течение дня не употреблять горячее и не касаться лунки языком. Жевать нужно на противоположной стороне, а полоскать рот — крайне осторожно. Часто после удаления зубов мудрости повышается температура и возникает отёк, а потому врач назначает медикаментозную терапию. Принимайте прописанные им средства, соблюдайте рекомендации по уходу, и тогда неприятные симптомы пройдут за 5–7 дней.
      А вот если ваша восьмёрка дистопирована, ретинирована и так далее, то потребуется значительно больше усилий, чтобы избавиться от неё. Для начала делают рентген-снимок, проводят санацию рта. Перед удалением ретинированного зуба могут назначить витамины и седативные средства.
      Затем, после анестезии, врач надрезает и отводит в сторону мягкие ткани (в современной стоматологии это делается с помощью лазера), затем буром препарирует кость, чтобы получить доступ к зубу, и удаляет его из десны целиком или по кусочкам. Затем он возвращает лоскут десны на место, накладывает швы и противовоспалительную повязку.
      Восстановление занимает около двух недель. Врач назначает приём витаминов, противовоспалительных и болеутоляющих лекарств, чтобы снизить отеки, температуру и болевые ощущения. Также нужно соблюдать простые правила:
      полчаса не удалять повязку; не есть три часа после операции; применять холодные компрессы 1–2 дня; отказаться от твёрдой, острой и горячей пищи в период заживления; отказаться от физических нагрузок, посещения бассейна и сауны; пережёвывать пищу на другой стороне рта.
      Миф 5. Зубы мудрости никогда не лечат — сразу удаляют
      Далеко не всегда восьмёрки нужно сразу удалять. Они вполне поддаются лечению, и если зуб нормально расположен, никак вам не мешает и не вредит соседним зубам, то его можно сохранить. Хотя важно понимать: такие зубы более подвержены кариесу, потому что расположены в глубине челюсти и качественно очистить их намного труднее, чем другие зубы. Иногда щётка просто не может втиснуться в узкое пространство. Также, если часть зуба осталась под десной, то формируется десневой капюшон, куда попадают частицы пищи, что усиливает разрушение зуба.
      Ещё одна особенность зубов мудрости — очень часто кариес на них довольно долго не даёт о себе знать, и если вы не ходите к врачу на профилактический осмотр каждые полгода, то вполне можете пропустить начало болезни и обнаружить её уже тогда, когда она уже превратилась в глубокий кариес или пульпит.
      Однако если зуб прорезался без патологий и кариес обнаружен на ранней стадии, то стоматолог вполне может спасти и восьмёрку. Также это делается в том случае, если зуб мудрости будет использоваться для протезирования.
      Причин для удаления поражённого кариесом зуба мудрости может быть несколько:
      зуб сильно разрушен и при этом расположен так далеко и неудобно, что провести качественное лечение очень сложно; высок риск появления вторичного кариеса; восьмёрки отличаются сильно искривлёнными каналами, что крайне затрудняет эндодонтическое лечение; отсутствие зуба-антагониста, то есть зуба, который расположен над тем, что поражён кариесом. Если зуба-антагониста нет, то жевательная нагрузка распределится неравномерно. Выводы
      Подведём краткие итоги. Хотя зубы мудрости фактически являются рудиментом, они вполне могут прорезаться беспроблемно. При этом они ничем не будут отличаться от остальных зубов. Их прорезывание очень часто сопровождается неприятными ощущениями, и если боль слишком сильна, повышается температура, наблюдается выделение крови и гноя, то лучше обратиться к врачу. Удалять восьмёрки нужно при патологическом прорезывании: дистопированном, ретинированном или при наличии смешанной патологии. В зависимости от сложности случая хирург-стоматолог выберет подходящий метод удаления зуба мудрости. После чего следует соблюдать рекомендации врача и пить прописанные им лекарства — тогда реабилитационный период пройдёт быстро и менее неприятно. Но далеко не всегда необходимо удалять зубы мудрости: если они ничем не мешают и прорезались нормально, то их вполне можно лечить. Хотя восьмёрки более подвержены кариесу и на них он чаще появляется вторично. lifehacker.ru