Почему у мужчин и женщин отличается восприятие боли

Учёные рассказали об иммунных различиях и лекарствах будущего.

AA657A1C-68FE-44DC-BDB6-FFB87ADC80AE_1559421274.jpeg

В 2009 году канадский психолог-бихевиорист Роберт Сордж (Robert Sorge) изучал, как у животных формируется гиперчувствительность к прикосновениям при хронической боли. Для этого в одном эксперименте лапки мышей кололи тонкими волосками.

Самцы тут же отдёргивали лапы, а самки как будто ничего не чувствовали. Это поставило исследователей в тупик. Они продолжали эксперименты, пока не пришли к выводу, что такая реакция — следствие совершенно разных путей болевой чувствительности у самцов и самок.

Обычно в исследованиях болевых ощущений использовали только мышей-самцов. Считалось, что колебания гормонального уровня самок излишне усложнят результаты. Сордж же был одним из тех, кто не последовал этому правилу.

У нас разные пути болевой чувствительности

Мы чувствуем боль, когда рецепторы на коже, в мышцах, суставах или органах регистрируют потенциально опасное ощущение. Например, высокую температуру или повреждение тканей. Они посылают сигнал по периферическим нервам к спинному мозгу, а затем к коре головного мозга, которая интерпретирует эти сигналы как «больно!».

Хотя со стороны вся боль выглядит одинаково, нельзя считать, что в её формировании у всех задействованы одни и те же процессы.

Боль многообразна. Бывает экстренная реакция на что-то горячее или острое, а бывает хроническая боль, не проходящая даже после заживления травмы. Она проявляется как гиперчувствительность к стимулам, которые обычно не вызывают болезненных ощущения.

Так и было в случае с мышами Сорджа. В 2009 году он вместе с Джеффри Могилом (Jeffrey Mogil), специалистом по поведенческой неврологии, изучал хроническую боль, вызванную воспалением. Они ввели в спинной мозг мышей молекулу липополисахарида — это один из компонентов бактериальных клеток.

Молекула привлекла внимание микроглий — иммунных клеток нервной системы. Но воспаление возникло только у самцов — у самок микроглии не активизировались. Именно из-за этой разницы самцы были так чувствительны к покалываниям тонкими волосками, а самки его как будто не замечали.

Затем Сордж и Могил повредили седалищный нерв мышей обоих полов. Это привело к хронической боли, которая обычно возникает, когда система выявления боли в организме повреждена или работает неправильно. И самцы, и самки стали гиперчувствительны к прикосновениям. Но различия всё равно были.

pain_1555923662-630x1015.jpg

В предыдущем эксперименте выяснилось, что у самцов важную роль в восприятии боли играют микроглии. И если их заблокировать, чувствительность к боли снижается. Но у самок всё обстоит не так. Как бы исследователи не блокировали их микроглии, чувствительность к боли оставалась высокой. Оказалось, что в их организме за хронической болью стоит другой компонент иммунной системы — Т-лимфоциты.

Сордж проверил это на самках с аналогичными повреждениями нервов, но с дефицитом Т-лимфоцитов. Они тоже стали гиперчувствительны к прикосновению тонких волосков, но теперь в восприятие боли включились микроглии. То есть животные переключились на «мужской» тип болевой чувствительности.

Если у этих самок блокировали активность микроглий, реакция исчезала — точно так же, как у самцов. А когда учёные обратно ввели самкам Т-лимфоциты, они перестали задействовать микроглии — переключились обратно на «женский» тип.

На восприятие влияет тестостерон

Возникает вопрос: что контролирует переключение между разными путями болевой чувствительности. Исследователи давно приписывали разницу в восприятии боли эстрогену. Этот гормон контролирует формирование матки, яичников и молочных желёз, а также регулирует менструальный цикл. Эстроген может усиливать и приглушать боль в зависимости от концентрации в организме.

Но вот тестостерону раньше уделяли мало внимания.

Работы Могила явно указывают на то, что именно тестостерон переключает болевые пути. Когда они с Сорджем кастрировали мышей-самцов (что снизило уровень тестостерона), реакция животных оказывалась такой же, как у самок. А когда учёные вводили тестостерон самкам и кастрированным самцам, путь болевой чувствительности переключался на «мужскую» версию, то есть задействовал микроглии.

Гораздо сложнее проверить, как работают пути болевой чувствительности у людей, но появляются первые сведения. Нейрофармаколог Тед Прайс (Ted Price) обнаружил, что у людей на восприятие боли тоже влияют иммунные клетки. Он с коллегами изучил нервные ткани больных раком, у которых опухоль затронула спинной мозг.

В нервах, которые вырезали у мужчин, обнаружили следы воспаления, вызванного иммунными клетками макрофагами. По функциям они близки к микроглиям. У женщин же более важную роль в восприятии боли выполняют сами нервные клетки и короткая цепочка аминокислот, стимулирующая рост нервной ткани. Это наводит на мысль о том, что мужчинам и женщинам могут быть нужны разные лекарства.

На нас неодинаково действуют медикаменты

В 2018 году Прайс обнаружил, что лекарство от диабета метформин снижает количество микроглий вокруг сенсорных нейронов в спинном мозге. А также то, что он блокирует гиперчувствительность к боли только у мышей-самцов, но самкам никак не помогает.

85A210417998976E.jpg

Прайс высказал гипотезу, которая объясняет такие различия: метформин попадает в нервную систему с помощью белка, который в больших количествах экспрессируется в мужских клетках. Увеличение дозы метформина не помогает самкам, потому что лекарство не может попасть в нервные ткани.

Однако увеличение дозы помогает в другом случае — с морфином.

«И женщинам, и самкам грызунов для снятия боли обычно требуется более высокая доза морфина, чем представителям мужского пола», — говорит Энн Мёрфи (Anne Murphy), нейроучёный из Государственного университета Джорджии в Атланте. Она — одна из немногих исследователей, которые давно изучают половые различия в восприятии боли.

В 2017 году она с коллегами обнаружила, что в разном действии морфина тоже повинны микроглии. Морфин притупляет боль, блокируя нейроны в области мозга под названием околоводопроводное серое вещество (ОСВ). Но ещё он может активировать микроглии в этой области, что нейтрализует обезболивающий эффект. Именно это происходит с крысами-самками, потому что у них больше активных микроглий в ОСВ, чем у самцов.

В эксперименте Мёрфи всем крысам дали морфин, а затем стали нагревать поверхность под задними лапами животных. Так как у крыс-самок больше микроглий в ОСВ, у них в этой области происходило больше воспалительных процессов.

В результате повысилась их чувствительность к боли и они быстрее отдёргивали лапы, чем самцы, получившие такую же дозу вещества. Когда исследователи ликвидировали влияние морфина на микроглии, самцы и самки стали одинаково реагировать на болевой стимул.

И разница в действии лекарств касается не только мышей.

Сейчас на рынке уже есть по меньшей мере один препарат, по-разному действующий на мужчин и женщин. Это средство для предотвращения мигрени, выпущенное в 2018 году. Оно включает антитела к кокальцигенину — белку, который играет важную роль в развитии приступов. Известно, что от мигрени чаще страдаютженщины — их в три раза больше, чем мужчин с этим заболеванием.

Прайс провёл эксперимент с кокальцигенином. Он ввёл это вещество в твёрдую мозговую оболочку мышей. У самок белок вызвал симптомы, похожие на мигрень: они морщились, а их мордочки стали гиперчувствительны к прикосновениям. У самцов же симптомы не появились.

Это значит, что у них мигрень может быть вызвана другими факторами. Вероятно, лекарства, блокирующие кокальцигенин, не так эффективны для мужчин. Но во время клинических испытаний препарата этого не проверяли.

И это довольно распространённая ситуация. В клинических испытаниях лекарств обычно участвуют мужчины и женщины, но их количество недостаточно, чтобы выявить различия. Вполне возможно, что некоторые обезболивающие, которые провалили испытания, могли бы оказаться успешными, если бы их тестировали, учитывая половые различия.

И это должно отразиться на производстве обезболивающих

Сегодня фармацевтические компании предлагают одинаковые лекарства для всех, но это может измениться. Пока довольно сложно создать препараты специально для того или иного пола. На ранних стадиях клинических испытаний безопасность ценится превыше всего, поэтому компании исключают женщин репродуктивного возраста. В результате лекарства чаще всего тестируют на мужчинах и на женщинах после менопаузы.

Но даже если разработают лекарства отдельно для мужского и женского путей болевой чувствительности, этого может быть недостаточно. В течение жизни людям могут быть нужны разные обезболивающие, в зависимости от колебаний гормонального фона. Кроме того, пол человека не всегда чётко укладывается в категории мужского или женского. Его определяет совокупность факторов: генетика, анатомическое развитие, уровни гормонов.

Каждый из этих факторов может повлиять на то, какое обезболивающее подойдёт человеку.

Пока очень мало известно о механизмах боли у людей, которые не вписываются в рамки бинарной гендерной системы. В одном исследовании учёные из Италии опросили трансгендерных участников, проходящих гормональную терапию. 11 из 47 людей, совершивших переход от мужского к женскому полу, отметили появление болевых симптомов. Шесть из 26 участников, совершающих переход от женского к мужскому полу, сообщили, что их болевые ощущение сократились после принятия тестостерона.

Сейчас у учёных недостаточно результатов, а большинство выводов основано на исследовании грызунов. Однако они предполагают, что лекарства будущего станут учитывать индивидуальные характеристики потребителей. Могил считает, что пути болевой чувствительности, а значит и выбор обезболивающего в будущем, зависят от уровня гормонов. У людей с уровнем тестостерона выше определённой границы активизируется «мужской» путь болевой чувствительности. А у тех, чей уровень этого гормона ниже границы, — «женский».

lifehacker.ru

De julia122997
      И мечты о встрече с этим прекрасным принцем не покидают многих представительниц женского пола даже в сознательном возрасте. Однако кому нужен вымышленный герой литературных произведений, когда в реальной жизни есть свои герои.
      1. «Мой парень на прошлой неделе сказал: „У меня заусеница, пойдем на маникюр“. Я удивилась, конечно, но возникать не стала. Вот почему он меня туда потащил!»

2. «Моей лучшей подруге изменил ее парень, и мой молодой человек подарил ей букет, чтобы показать, что она достойна лучшего. Если я ему важна, ему должны быть важны и мои друзья»

«Когда парень твоей лучшей подруги покупает тебе цветы».
      3. Вы тоже думали, что такое бывает только в фильмах?

4. «Он сказал: „Давай ненадолго заскочим в супермаркет, мне нужно кое-что прихватить“»

5. «Устроил мне свидание дома, пока дети спят»

6. Должно быть, это было невероятно милое зрелище

7. «Мой парень в прямом смысле написал для меня книгу о нашей истории любви. Я рыдаю»

«Сказка о двух влюбленных».
      8. «Сделал толстовку для своей девушки, потому что я просто без ума от нее»

9. Мы имеем дело с неординарной личностью

10. «Мой парень поздравил меня с поступлением на первую работу»

11. «Вот что мой парень подарил мне на нашу годовщину»

12. Все всегда предельно просто

13. «Весь прошлый год мой парень фотографировал меня на каждом нашем свидании. И я не понимала, для чего он это делает, пока сегодня на нашу годовщину не получила эту книгу»

14. «Мой молодой человек, с которым мы уже 8 лет вместе, прилетел, чтобы сделать мне предложение в моем самом любимом месте»

15. «Каждый раз, когда я делаю маникюр, мой молодой человек покупает цветы в тон моих ногтей»

Бонус: «Я устала смотреть, как чужие парни приглашают своих девушек на свидания, поэтому вот вам фото пикника, на который меня позвал мой песик»

Какой самый романтический поступок совершали ради вас? И как, по-вашему, сегодня выглядит эталонный мужчина?
      adme.ru
      De julia122997
      Вы чувствуете спокойствие рядом с ним, в прошлом остались бессонные ночи, отсутствие аппетита, постоянные стрессы.
      Вы принимаете его недостатки, потому что знаете – идеального партнера не найти.
      Со временем вы узнаете все его слабости и недостатки, находите способы мириться с ними, ищите сферу гармонии и взаимопонимания.
      Вы доверяете ему! Знаете, что на мужчину можно положиться, вы верите ему, когда он говорит, что беспокоится о вашем благополучии.
      Ваши отношения наполнены уважением, он знает о ваших потребностях, а вы помните о том, что нужно мужчине.
      У вас сходятся жизненные приоритеты, вы стремитесь к одной цели.
      Вы вместе не из-за страха одиночества, ваши отношения родились из желания быть рядом именно с этим человеком.
      kolobok.ua
      De julia122997
      К сожалению, очень часто мы закрываем глаза на мелкие манипуляции. Однако стоит помнить: за меньшими манипуляциями всегда кроются большие. Мы собрали главные признаки того, что рядом с вами сейчас находится манипулятор.
      Вы отказываетесь от встречи с друзьями или семьей
      Если ваш мужчина ставит вам ультиматум "он или встреча с друзьями", то следует задуматься дважды, так ли он вас любит, что ограничивает вашу же свободу. Ведь, по правде говоря, ни одни отношения не смогут заменить семью. Задумайтесь!
      Вы всегда уступаете
      Важно понимать, что тот, кто пытается противоречить вашим убеждениями и моральными идеалам,  заставляя менять убеждения - потенциально плохой вариант.
      Вы не можете сказать "нет"
      И это касается абсолютно всех аспектов жизни: от подношения еды в кровать до ежедневного секса. В хороших отношениях нет доминанта и женщины, которая со всем согласна. Хорошие отношения - это про партнерство, в котором у всех есть право на другое мнение и возможность это мнение озвучивать.
      Вы готовы отказаться от своих амбиций и стать хранительницей домашнего очага
      Безусловно, это важно. Однако собственная реализация разве не имеет такую же значимость? Мужчина, который отказывается принимать ваши амбиции и желания в карьерном росте, по умолчанию не будет вашим мужчиной. Потому как вы будете несчастны, отказавшись от собственных стремлений. И ни один мужчина не сможет компенсировать вам ваше личное счастье.
      kolobok.ua
      De julia122997
      «Я понял, что большинство безделушек, которые вы можете найти в каком-нибудь каталоге „лучших подарков для мужчин“ — совсем не для меня», — пишет Тиг. — «Мне не нужно ничего из этого и обмен подобными вещами кажется мне очень обезличенным. Да, я тот самый отец, для которого „сложно что-то купить“». Автор объясняет, что любой подарок должен быть адресован конкретно получателю и выражать то, что вы думаете и знаете об этом человеке. «Идеальный процесс дарения — это акт эмпатии, это умение видеть мир глазами человека и подарить что-то, что подходит именно ему. Чертовски сложно знать кого-то настолько хорошо, чтобы подарить ему хороший подарок. В этом вся суть».
      Тиг рассказывает, что он стал отвратительным получателем подарков из-за своего отца. «Но он же сделал меня прекрасным дарителем», — добавляет автор. Несмотря на то, что отец Тига получил MBA и работал в продажах, он был очень плохим лжецом – то есть, совершенно не умел симулировать радость от подарка. Так, когда Тигу было десять лет, на семейном торжестве он услышал, как его отец сказал: «Мне не нужна эта фигня!», и был искренне поражен.
      При этом, уточняет Тиг, отец всегда дарил ему и его сестре самые лучшие и тщательно выбранные подарки — не просто какую-то очередную «фигню» из каталога игрушек, а то, что понравилось бы именно им.
      По признанию автора, сейчас он редко дарит подарки своем отцу. Иногда, как ему кажется, он получает сигналы о том, что тому что-то надо и –  дарит нужную вещь, однако, в большинстве случаев, если таких сигналов не поступает, он предпочитает не дарить ничего, чем отделаться дежурной безделушкой. «Понимаете, хороший подарок на 90% складывается из умения слушать, и только на 10 — из умения покупать. Если вы не покупаете кому-то подарок, потому что он ему не нужен — это тоже умение слушать».
      Однажды Тиг решил уточнить у своего отца, правильно ли он понял его, перестав дарить ему подарки. И вот ответ, который он получил: «Когда ты прожил полную и насыщенную жизнь, подарки уже не должны быть завернуты в разноцветную бумагу и украшены бантом. Может быть, теперь подарки — это семейный ужин или прогулка по лесу .  Лучший подарок — это присутствие, а не вещь».
      В заключение Тиг пишет: «Чем старше вы становитесь, тем сильнее хотите быть услышанным. Чем вы моложе, тем больше хотите откусить от мира. У детей еще нет своего отношения к миру, но они чертовски любопытны и хотят потрогать все на свете. Но когда вы становитесь старше, потребление теряет свою привлекательность. Вещи уже не являются ценными сами по себе.
      Очень крутой свитер может быть совсем не крутым если вы не вкладываете в него никакого смысла — кроме, разве что, того свитера, что сделан из шерсти определенной породы овец, которых вы встретили во время своего путешествия по Новой Зеландии, и о которых прожужжали всем уши. Ничто не сравнится с подарком, который выбрали, руководствуясь вашим опытом, вкусом и предпочтениями.Ведь именно в этом смысл дарения».
      chips-journal.ru
      De julia122997
      Если тест упорно показывает, что беременности нет, но и менструации нет — это повод обратиться к врачу. Вот возможные причины:
      Вы резко изменили свои привычки
      Обычно цикл длится 28-35 дней включительно, зависит от индивидуальных особенностей. Но даже ваш цикл, который раньше работал “как часы”, может смещаться. Стресс, смена диеты, смена места жительства, напряженная работа или увеличившиеся физические нагрузки могут стать причиной.
      Резкое увеличение потребляемого алкоголя
      Если раньше вы не выпивали, а потом резко стали употреблять, и много — это может отразится на вашем цикле.
      Прием гормональных ОК
      Гормональные оральные контрацептивы может назначить только гинеколог, в идеале — после исследований. Какое-то время после назначения цикл может “скакать” — организм перестраивается. Сходите на консультацию к своему врачу, если вас это беспокоит.
      ОРЗ, ОРВИ, вы заболели
      Болезнь — это стресс для организма. Цикл может сбиться, когда вы простужены и ослаблены. Обратите внимание на совместимость своих ОК с препаратами, которые вы принимаете при болезни, и особенно — антибиотики. Посоветуйтесь с врачом, чтобы ваши лекарства не помешали действию друг друга.
      Вы резко набрали/сбросили вес
      При определенных обстоятельсвах цикл может сбиться, иногда месячные могут вообще пропасть. Обратитесь к диетологу, эндокринологу и гинекологу. Возможно, изменение веса — это симптом других болезней.
      Симптом болезни половых органов
      Многие болезни половых органов: воспаления, кисты, миомы и инфекции мочеполовых путей могут протекать бессимптомно. Срочно обратитесь к гинекологу, он назначит анализы и УЗИ. На ранних стадиях лечение не такое сложное, лучше “отловить” болезнь в самом начале.
      Обратите особое внимание на другие симптомы:
      Ваше общее самочувствие: нет ли слабости, быстрой утомляемости, резкой смены настроения?  Головокружения? Потемнение в глазах?  Утренняя слабость, тошнота, рвота?  Состояние волос, ногтей, кожи?  Что делать?
      Если менструация так и не наступила через 5-7 дней, это повод обратиться к гинекологу и подробно рассказать ему про все симптомы и самочувствие. На осмотре вам помогут исключить (или подтвердить) беременность, может потребоваться УЗИ, КТ или консультация других специалистов: эндокринолога, невролога, нефролога, даже кардиолога.
      mama.ru