Почему у мужчин и женщин отличается восприятие боли

Учёные рассказали об иммунных различиях и лекарствах будущего.

AA657A1C-68FE-44DC-BDB6-FFB87ADC80AE_1559421274.jpeg

В 2009 году канадский психолог-бихевиорист Роберт Сордж (Robert Sorge) изучал, как у животных формируется гиперчувствительность к прикосновениям при хронической боли. Для этого в одном эксперименте лапки мышей кололи тонкими волосками.

Самцы тут же отдёргивали лапы, а самки как будто ничего не чувствовали. Это поставило исследователей в тупик. Они продолжали эксперименты, пока не пришли к выводу, что такая реакция — следствие совершенно разных путей болевой чувствительности у самцов и самок.

Обычно в исследованиях болевых ощущений использовали только мышей-самцов. Считалось, что колебания гормонального уровня самок излишне усложнят результаты. Сордж же был одним из тех, кто не последовал этому правилу.

У нас разные пути болевой чувствительности

Мы чувствуем боль, когда рецепторы на коже, в мышцах, суставах или органах регистрируют потенциально опасное ощущение. Например, высокую температуру или повреждение тканей. Они посылают сигнал по периферическим нервам к спинному мозгу, а затем к коре головного мозга, которая интерпретирует эти сигналы как «больно!».

Хотя со стороны вся боль выглядит одинаково, нельзя считать, что в её формировании у всех задействованы одни и те же процессы.

Боль многообразна. Бывает экстренная реакция на что-то горячее или острое, а бывает хроническая боль, не проходящая даже после заживления травмы. Она проявляется как гиперчувствительность к стимулам, которые обычно не вызывают болезненных ощущения.

Так и было в случае с мышами Сорджа. В 2009 году он вместе с Джеффри Могилом (Jeffrey Mogil), специалистом по поведенческой неврологии, изучал хроническую боль, вызванную воспалением. Они ввели в спинной мозг мышей молекулу липополисахарида — это один из компонентов бактериальных клеток.

Молекула привлекла внимание микроглий — иммунных клеток нервной системы. Но воспаление возникло только у самцов — у самок микроглии не активизировались. Именно из-за этой разницы самцы были так чувствительны к покалываниям тонкими волосками, а самки его как будто не замечали.

Затем Сордж и Могил повредили седалищный нерв мышей обоих полов. Это привело к хронической боли, которая обычно возникает, когда система выявления боли в организме повреждена или работает неправильно. И самцы, и самки стали гиперчувствительны к прикосновениям. Но различия всё равно были.

pain_1555923662-630x1015.jpg

В предыдущем эксперименте выяснилось, что у самцов важную роль в восприятии боли играют микроглии. И если их заблокировать, чувствительность к боли снижается. Но у самок всё обстоит не так. Как бы исследователи не блокировали их микроглии, чувствительность к боли оставалась высокой. Оказалось, что в их организме за хронической болью стоит другой компонент иммунной системы — Т-лимфоциты.

Сордж проверил это на самках с аналогичными повреждениями нервов, но с дефицитом Т-лимфоцитов. Они тоже стали гиперчувствительны к прикосновению тонких волосков, но теперь в восприятие боли включились микроглии. То есть животные переключились на «мужской» тип болевой чувствительности.

Если у этих самок блокировали активность микроглий, реакция исчезала — точно так же, как у самцов. А когда учёные обратно ввели самкам Т-лимфоциты, они перестали задействовать микроглии — переключились обратно на «женский» тип.

На восприятие влияет тестостерон

Возникает вопрос: что контролирует переключение между разными путями болевой чувствительности. Исследователи давно приписывали разницу в восприятии боли эстрогену. Этот гормон контролирует формирование матки, яичников и молочных желёз, а также регулирует менструальный цикл. Эстроген может усиливать и приглушать боль в зависимости от концентрации в организме.

Но вот тестостерону раньше уделяли мало внимания.

Работы Могила явно указывают на то, что именно тестостерон переключает болевые пути. Когда они с Сорджем кастрировали мышей-самцов (что снизило уровень тестостерона), реакция животных оказывалась такой же, как у самок. А когда учёные вводили тестостерон самкам и кастрированным самцам, путь болевой чувствительности переключался на «мужскую» версию, то есть задействовал микроглии.

Гораздо сложнее проверить, как работают пути болевой чувствительности у людей, но появляются первые сведения. Нейрофармаколог Тед Прайс (Ted Price) обнаружил, что у людей на восприятие боли тоже влияют иммунные клетки. Он с коллегами изучил нервные ткани больных раком, у которых опухоль затронула спинной мозг.

В нервах, которые вырезали у мужчин, обнаружили следы воспаления, вызванного иммунными клетками макрофагами. По функциям они близки к микроглиям. У женщин же более важную роль в восприятии боли выполняют сами нервные клетки и короткая цепочка аминокислот, стимулирующая рост нервной ткани. Это наводит на мысль о том, что мужчинам и женщинам могут быть нужны разные лекарства.

На нас неодинаково действуют медикаменты

В 2018 году Прайс обнаружил, что лекарство от диабета метформин снижает количество микроглий вокруг сенсорных нейронов в спинном мозге. А также то, что он блокирует гиперчувствительность к боли только у мышей-самцов, но самкам никак не помогает.

85A210417998976E.jpg

Прайс высказал гипотезу, которая объясняет такие различия: метформин попадает в нервную систему с помощью белка, который в больших количествах экспрессируется в мужских клетках. Увеличение дозы метформина не помогает самкам, потому что лекарство не может попасть в нервные ткани.

Однако увеличение дозы помогает в другом случае — с морфином.

«И женщинам, и самкам грызунов для снятия боли обычно требуется более высокая доза морфина, чем представителям мужского пола», — говорит Энн Мёрфи (Anne Murphy), нейроучёный из Государственного университета Джорджии в Атланте. Она — одна из немногих исследователей, которые давно изучают половые различия в восприятии боли.

В 2017 году она с коллегами обнаружила, что в разном действии морфина тоже повинны микроглии. Морфин притупляет боль, блокируя нейроны в области мозга под названием околоводопроводное серое вещество (ОСВ). Но ещё он может активировать микроглии в этой области, что нейтрализует обезболивающий эффект. Именно это происходит с крысами-самками, потому что у них больше активных микроглий в ОСВ, чем у самцов.

В эксперименте Мёрфи всем крысам дали морфин, а затем стали нагревать поверхность под задними лапами животных. Так как у крыс-самок больше микроглий в ОСВ, у них в этой области происходило больше воспалительных процессов.

В результате повысилась их чувствительность к боли и они быстрее отдёргивали лапы, чем самцы, получившие такую же дозу вещества. Когда исследователи ликвидировали влияние морфина на микроглии, самцы и самки стали одинаково реагировать на болевой стимул.

И разница в действии лекарств касается не только мышей.

Сейчас на рынке уже есть по меньшей мере один препарат, по-разному действующий на мужчин и женщин. Это средство для предотвращения мигрени, выпущенное в 2018 году. Оно включает антитела к кокальцигенину — белку, который играет важную роль в развитии приступов. Известно, что от мигрени чаще страдаютженщины — их в три раза больше, чем мужчин с этим заболеванием.

Прайс провёл эксперимент с кокальцигенином. Он ввёл это вещество в твёрдую мозговую оболочку мышей. У самок белок вызвал симптомы, похожие на мигрень: они морщились, а их мордочки стали гиперчувствительны к прикосновениям. У самцов же симптомы не появились.

Это значит, что у них мигрень может быть вызвана другими факторами. Вероятно, лекарства, блокирующие кокальцигенин, не так эффективны для мужчин. Но во время клинических испытаний препарата этого не проверяли.

И это довольно распространённая ситуация. В клинических испытаниях лекарств обычно участвуют мужчины и женщины, но их количество недостаточно, чтобы выявить различия. Вполне возможно, что некоторые обезболивающие, которые провалили испытания, могли бы оказаться успешными, если бы их тестировали, учитывая половые различия.

И это должно отразиться на производстве обезболивающих

Сегодня фармацевтические компании предлагают одинаковые лекарства для всех, но это может измениться. Пока довольно сложно создать препараты специально для того или иного пола. На ранних стадиях клинических испытаний безопасность ценится превыше всего, поэтому компании исключают женщин репродуктивного возраста. В результате лекарства чаще всего тестируют на мужчинах и на женщинах после менопаузы.

Но даже если разработают лекарства отдельно для мужского и женского путей болевой чувствительности, этого может быть недостаточно. В течение жизни людям могут быть нужны разные обезболивающие, в зависимости от колебаний гормонального фона. Кроме того, пол человека не всегда чётко укладывается в категории мужского или женского. Его определяет совокупность факторов: генетика, анатомическое развитие, уровни гормонов.

Каждый из этих факторов может повлиять на то, какое обезболивающее подойдёт человеку.

Пока очень мало известно о механизмах боли у людей, которые не вписываются в рамки бинарной гендерной системы. В одном исследовании учёные из Италии опросили трансгендерных участников, проходящих гормональную терапию. 11 из 47 людей, совершивших переход от мужского к женскому полу, отметили появление болевых симптомов. Шесть из 26 участников, совершающих переход от женского к мужскому полу, сообщили, что их болевые ощущение сократились после принятия тестостерона.

Сейчас у учёных недостаточно результатов, а большинство выводов основано на исследовании грызунов. Однако они предполагают, что лекарства будущего станут учитывать индивидуальные характеристики потребителей. Могил считает, что пути болевой чувствительности, а значит и выбор обезболивающего в будущем, зависят от уровня гормонов. У людей с уровнем тестостерона выше определённой границы активизируется «мужской» путь болевой чувствительности. А у тех, чей уровень этого гормона ниже границы, — «женский».

lifehacker.ru

В больнице Королевского колледжа в Лондоне была проведена необычная операция на мозге. Об этом сообщает ВВС.
      Так, хирурги оперировали мозг пациентки во время того, как она играла на скрипке. У 53-летней Дагмар Тернер была диагностирована опухоль мозга после перенесенного приступа в 2013 году.
      Женщина очень боялась, что в результате операции потеряет возможность играть на скрипке.
      Поэтому было решено, что во время операции пациентка будет играть на инструменте, чтобы хирурги были уверены в сохранности частей мозга, отвечающих за движение рук и координацию.
      Стоит подчеркнуть, что опухоль располагалась в лобной доле мозга, совсем рядом с областью, которая отвечает за движение левой руки.
      "Мы знали, насколько важна скрипка для Дагмар, поэтому было жизненно важно, сохранить функцию тонких областей ее мозга, позволяющих женщине играть. Нам удалось удалить более 90% опухоли, включая все области с подозрением на агрессивную активность, сохранив при этом полную функциональность ее левой руки", – рассказал нейрохирург Кейумар Ашкан, проводивший операцию.
      Тернер играет в симфоническом оркестре Isle of Wight Symphony Orchestra и различных хорах. Женщина смогла покинуть больницу спустя три дня после операции и надеется, что вскоре сможет вернуться к работе.
      "Мысль о том, что я потеряю возможность играть была душераздирающей, но профессор Ашкан понял меня. Он и его команда старались изо всех сил, чтобы спланировать операцию – от составления карты моего мозга до положения, в котором мне будет удобно играть", – говорит Тернер.
      focus.ua
      De julia122997
      Сегодня мы расскажем о трех наиболее опасных причинах ваших болей в районе груди при кормлении.
      Болит грудь и держится температура меньше 2 суток
      Обычно в таком случае помощь врача не нужна. Главное - не мять грудь и продолжать кормить ребенка грудным молоком. Чаще всего лактостаз (застой) и мастит (воспаление молочной железы) вызваны не тем, что вы застудили грудь, а неглубоким прикладыванием, неудобной позой при кормлении, неправильной техникой сосания. Лучше обратиться за консультацией к специалистам по ГВ.
      Болит грудь и держится температура больше 2 суток
      Если температура держится больше 2 суток, необходимо попросить у гинеколога назначение антибиотиков, совместимых с ГВ. Заранее сделайте УЗИ молочных желез. Специалист по УЗИ делает описание болезненного места, его размеры, но точный диагноз ставит именно гинеколог, исходя из описания УЗИ, симптомов, времени болезни, осмотра, пальпации.
      Если болят соски
      В ситуациях когда вы только приложили малыша к груди, а соски уже начинают болеть, стоит обратить внимание на позу и технику прикладывания. Вполне возможно, что вы просто делаете это неправильно. Есть и другие причины, например короткая уздечка под языком крохи, неврология.
      kolobok.ua
      De julia122997
      Журнал Girls Girls Girls выпустил ролик о стандартах, навязываемых женщинам. Текст в видео под названием «Они говорили быть леди» (Be a Lady They Said) читает политик и актриса Синтия Никсон, которая получила известность благодаря роли Миранды Хоббс в сериале «Секс в большом городе».
      «Они говорили быть леди. Твоя юбка слишком короткая. Твоя юбка слишком длинная. Не обнажай тело, прикройся. Оставь что-нибудь воображению. Не будь соблазнительной. Мужчины не умеют себя контролировать. У мужчин есть потребности. Выгляди сексуально. Выгляди горячо. Не будь такой вызывающей. Носи черное. Носи обувь на каблуках. Ты слишком одета. Ты слишком раздета. Ты себя запустила.
      Они говорили быть леди. Не будь слишком толстой. Не будь слишком худой. Ешь с аппетитом. Не ешь так быстро. Похудей. Перестань столько есть. Закажи салат. Без углеводов. Пропусти десерт. Сядь на диету. О боже, ты выглядишь как скелет. Почему ты ничего не ешь? Ты выглядишь больной. Мужчины не любят кости. Носи маленький размер одежды. Носи самый маленький размер одежды. Будь ничем. Будь меньше, чем ничто.
      Они говорили быть леди. Перекрои тело. Отбели это, отбели то. Удали шрамы. Прикрой растяжки. Увеличь губы. Сделай инъекцию ботокса. Подтяни свое лицо. Подтяни живот. Подбери грудь. Выгляди естественно. Ты слишком стараешься, ты выглядишь искусственно. Мужчины таких не любят», — произносит Никсон в своей речи.
      Этот текст — сокращенная версия поста Камиллы Ренвиль, который она опубликовала в блоге «Письма разъяренной женщины» в 2017 году. На момент его написания Ренвиль была 22-летней студенткой Вермонтского университета.
      birdinflight.com
      De julia122997
      Свой пост Чабан начала с заявления о том, что она убежденная чайлдфри. И далее подробно, аргументированно и доходчиво объяснила свою позицию. Дарья указала, что оценила для себя реальные последствия материнства (ресурсозатратность, ответственность, рутина, социальная изоляция и так далее), а также невозможность прокрутить фарш назад, и приняла решение не обзаводиться детьми. «Родить ребенка — худший способ проверить свои сомнения (хочешь ты его или нет), потому что обратной дороги нет, ничего переиграть не получится. Это не работа, не учеба и даже не переезд. Для женщины это билет в один конец», — указала она.
      Также Чабан подчеркнула, что в информационном пространстве материнство по большей части представлено однобоко хорошо и радостно. Зачастую ни медиа, ни эксперты, ни сами женщины, у которых уже есть дети, не говорят вслух о том, что у этого явления есть и обратная, менее инстаграм-френдли сторона. Но даже если такой разговор и возможен, в нем всегда присутствует обязательная оговорка о том, что дети — это счастье.
      «Проблема не в том, что информация недоступна, а в том, как смещены акценты. На первом плане всегда счастливая довольная мама с милым ребенком и огромными буквами ‘Не все так страшно, справитесь, материнство это святое!’, а в самом низу ненавязчиво мелким шрифтом перечисляются риски и последствия, которые придут в вашу жизнь с ребёнком. И девушка не ожидает подвоха от этого красивого плаката, не ожидает подвоха от всей этой святой сусальности. Разве она может предположить, что за этими красивыми фразами и оптимистичными «все через это проходили, все будет хорошо, женщине самой природой задумано быть мамочкой», скрывается ‘Лол ну ты и дура, сама виновата, попалась!’. А если после родов она смеет вывесить свой плакат, где написано то, с чем ей пришлось столкнуться, тут же налетает толпа с воплями ‘Демонизируешь! У нас не так! Не надо это рассказывать девочкам! Достали со своим тленом, это уже перекос! Не все так страшно!’» — написала Дарья.
      Пост, которому отдали лайки около ста пользователей "Фейсбука", оказался настолько триггерным для людей, что собрал более тысячи комментариев и чуть больше сотни репостов. Среди комментаторов выступили совершенно разные категории людей — детные, многодетные, бездетные и убежденные чайлдфри. Многие участники дискуссии поддержали Дарью (среди них были и матери, которые признались, что родительство нанесло серьезный урон их жизни), рассказали о своем опыте и признали право женщины «не хотеть детей, не рожать детей и даже не любить детей». Некоторые написали, что, хоть и не пожалели о материнстве, все же не до конца понимали, что это такое и как оно повлияет на жизнь.
      Впрочем, не обошлось и без классического «дети — предназначение женщины». Комментаторы, ратующие за материнство, как неотъемлемую часть реализации женщины, назвали Дарью эгоисткой и предложили ей подумать еще год-другой, чтобы изменить свое мнение на противоположное. Другие рассказали о своем опыте в положительном ключе, а также отметили, что если решение о рождении детей принимать, осознавая все риски заранее, то оно не кажется таким уж адским. В любом случае подобные комментарии выглядели как аргумент в споре с Дарьей, которая вообще не собиралась ни с кем спорить и просто изложила свою позицию.
      Эта ситуация, развернувшаяся вокруг комментов к посту Чабан, показывает, как мы все еще далеки от признания за женщиной права самостоятельно решать, рожать ей детей или нет. Отказ от деторождения подспудно воспринимается людьми — порой самыми разумными, — как что-то неправильное, не вписывающееся в нормы и законы существования общества. Но суть в том, что общество меняется вместе с нами — и мы больше не живем в мире, в котором всем обязательно обзаводиться семьей и детьми.
      n-e-n.ru