Ученые нашли еще одну причину преждевременных родов

Иногда иммунная система плода «просыпается» слишком рано, заставляя его досрочно покинуть материнский организм.

Depositphotos_106164396_l-2015.jpg

Во время беременности клетки, принадлежащие матери и плоду, через плаценту циркулируют в крови обоих организмов. Чтобы не происходило реакции отторжения, как это бывает, к примеру, при пересадке донорских органов, природа предусмотрела специальный механизм, снижающий активность материнской иммунной системы. В некоторых случаях этот механизм не срабатывает, и организм матери отторгает клетки плода, воспринимая их как чужеродный и опасный объект. Обычно в таких случаях происходит выкидыш на ранних сроках беременности.

До сих пор было принято считать, что иммунная система плода лишком незрела, чтобы как-то аномально реагировать на материнские клетки и становиться причиной невынашивания беременности. Однако, как выяснили ученые из Калифорнийского университета (Сан-Франциско, США), это не всегда так.

Исследователи взяли образцы пуповинной крови у 89 доношенных и 70 недоношенных новорожденных, а также образцы крови их матерей. В результате оказалось, что в пуповинной крови недоношенных циркулирует очень много материнских клеток, а также большое количество собственных активных иммунных клеток. Это говорит о запуске реакции иммунной системы плода на материнские клетки.

Ученые пришли к выводу, что виновата в слишком раннем созревании иммунной системы плода инфекция, поразившая материнский организм. Вирусы или бактерии заставляют не вовремя «проснуться» иммунитет плода и ошибочно атаковать клетки матери. Вырабатываемые при этой атаке химические вещества и запускают процесс сокращения мускулатуры матки, приводя в итоге к преждевременным родам.

«Обычно для предотвращения преждевременных родов используются препараты, останавливающие схватки. Но, похоже, что в некоторых случаях мы ставим телегу впереди лошади. На самом деле нужно снижать активность иммунитета плода, которая может запуститься еще за несколько недель до того, как у пациентки начнутся схватки», – объяснила ведущий автор исследования Типпи МакКензи. Сейчас она и ее коллеги работают над методом анализа крови матери, по результатам которого можно будет судить о состоянии иммунной системы плода и риске преждевременных родов.

deti.mail.ru

• Calandrella
      De Calandrella
      Статья исследователей из Имперского колледжа Лондона (Великобритания) опубликована в журнале BMC Medicine. Ученые взяли образцы вагинальной микрофлоры (сообщества бактерий, колонизирующих влагалище) у 250 женщин на разных сроках беременности, у части из которых был повышен риск преждевременных родов (например, ранее уже были преждевременные роды или выкидыши). 27 из этих женщин в итоге действительно родили раньше срока.
      Предыдущие исследования показали, что в течение беременности виды бактерий, заселяющих родовые пути, становятся менее разнообразными, и среди них начинают преобладать лактобациллы. Однако, как установили авторы исследования, состав бактериальной микрофлоры в родовых путях беременных, у которых раньше срока произошел разрыв околоплодного пузыря, немного отличается от нормы. В нем меньше лактобацилл, а преобладают такие потенциально вредоносные бактерии, как стафилококки, стрептококки и кишечная палочка.
      В ходе исследования было также сделано еще одно важное открытие – лечение антибиотиками, которое обычно применяется для предотвращения распространения инфекции в ситуации, когда воды отошли раньше срока, но роды еще не наступили, подходит далеко не всем беременным. Ученые взяли на анализ образцы вагинальной микрофлоры у 87 женщин с преждевременным разрывом околоплодного пузыря до начала антибиотикотерапии (обычно в таких случаях назначают эритромицин четыре раза в день в течение 10 дней), и после начала лечения – спустя 48 часов, неделю и две недели.
      Оказалось, что исход терапии зависит от изначального состава бактериальной микрофлоры в родовых путях. У женщин, во влагалище которых до приема антибиотика преобладали полезные лактобациллы, прием препарата привел к снижению их количества и росту опасных бактерий. А вот женщинам с изначально сниженным количеством лактобацилл терапия эритромицином пошла только на пользу, убив патогенные бактерии в родовых путях и улучшив состав микрофлоры. Такие данные говорят о необходимости индивидуального подхода к терапии беременных с разрывом околоплодного пузыря, подчеркивают ученые.
      При этом, как показало исследование, от бактериального состава микрофлоры родовых путей зависит здоровье новорожденных. Так, во влагалище матерей, у чьих малышей развился сепсис, были широко представлены стрептококки и кишечная палочка, в то время как в родовых путях мам здоровых младенцев преобладали лактобациллы.
      deti.mail.ru
      Будущих мам пугают тем, что анемия увеличивает риск послеродовых кровотечений. Однако риск послеродовых кровотечений увеличивает как раз приём препаратов железа. Помимо этого препараты железа во время вынашивания ребёнка увеличивают риск преэклампсии, преждевременных родов и задержки внутриутробного развития! Железо – совсем не безобидный минерал, и принимать его нужно с очень большой осторожностью и, конечно, не всем страдающим «анемией» беременным.
      О гемоглобине беременных можно подробно прочитать в статье «Каким должен быть гемоглобин во время беременности». Коротко повторюсь. Небольшая анемия физиологична для беременных! Во время ожидания ребёнка объём крови у женщины увеличивается, и показатели гемоглобина в крови меняются, так как уменьшается концентрация в крови эритроцитов. И то, что в женских консультациях считается обычно анемией, вообще ею не является и не требует никакого лечения!
      Многочисленные исследования (на них ссылается в своей книге «Диеты, витамины, добавки: современный научный взгляд» известная американская акушерка Гейл Харт) показали, что наилучший уровень гемоглобина при беременности – 90-109 г/л. В группе женщин с таким показателем гемоглобина не было мертворождений и неонатальной смертности. У этих “анемичных” женщин был лучше и исход родов, по сравнению с той группой, где гемоглобин был выше 109 г/л.
      Высокий гемоглобин во время беременности – не повод для радости. Напротив, это очень тревожный знак. Если у мамы повышен гемоглобин, это опасно для ребёнка, так как организм матери перегружен железом!
      Препараты железа, которые назначают беременным женщинам, увеличивают риск гестоза и гестационного диабета (в 2-3 раза)! Они вызывают расстройства работы пищеварительной системы (у беременной появляется или запор, или понос).
      У детей, чьи матери принимали препараты железа во время беременности, отмечались дефицит массы тела при рождении и чаще встречающиеся задержки внутриутробного развития. Кроме того приём препаратов железа увеличивает риск преждевременных родов в несколько раз! Назначение добавок железа увеличивает риск кесарева сечения и послеродового переливания крови! В своей книге Гейл Харт очень подробно освещает эту тему. После всего прочитанного Вы всё ещё хотите принимать препараты железа? Не уверена…
      Ещё раз напишу: препараты железа очень небезобидны! Их нельзя назначать рутинно всем подряд! Железо нужно истинно анемичным женщинам (с показателем гемоглобина ниже 90 г/л), а физиологическая анемия у беременных нормальна!
      Также не стоит забывать о том, что даже если у Вас истинная анемия, можно попробовать улучшить свои показатели и своё самочувствие натуральными методами. Помните, что от витаминов и минералов, полученных из продуктов питания, получить передозировку практически невозможно, в то время как при приёме синтетических добавок – довольно легко.
      Натуральная, качественная пища – вот лучший источник витаминов и микроэлементов для человека! Берегите себя! Счастливой и здоровой Вам беременности!
      Автор: Екатерина Микитенко